Без рубрики

Чёртово колесо прогнило

МОСЛЕНТА осмотрела легендарный аттракцион, который не рухнул лишь чудом

© Артем Геодакян / ТАСС

К сегодняшнему дню на ВДНХ завершен демонтаж ровно половины колеса обозрения. 24 мая администрация выставки продемонстрировала журналистам состояние аттракциона, прослужившего 20 лет. Краткий вывод: только чудом механизм не рухнул.

К сегодняшнему дню на ВДНХ завершен демонтаж ровно половины колеса обозрения. 24 мая администрация выставки продемонстрировала журналистам состояние аттракциона, прослужившего 20 лет. Краткий вывод: только чудом механизм не рухнул.

«Ещё перед началом демонтажа была проведена независимая техническая экспертиза, которые выявили критические дефекты конструкции, - рассказал Владимир Кочубей, заместитель генерального директора ВДНХ. - Обнаружена коррозия деталей, в том числе сквозная. Фундамент одной из продольных опор оказался смещён от оси на заметное невооружённым взглядом расстояние».

Кроме того, одна из двух основных опор оказалась установлена выше другой и выпучена почти на 20 см. «Уже при демонтаже выяснилось, что часть поперечных растяжек держались на деревянных чопиках — это вообще ни в какие ворота не лезет!», - подчеркнул Кочубей.

Это — далеко не полный перечень критических дефектов. Все до одного отверстия на оси редуктора колеса имеют не круглую, а овальную форму — то есть сами стойки до последнего держались «на честном слове».

В нескольких лучах вообще отсутствовали несущие «пальцы». Часть растяжек, видимо, при ремонте, была скреплена не так, как это предусмотрено технической документацией, а «косынками», причём из явно не подходящих для таких нагрузок материалов.

«Нарушены сварные детали, часть ремонта явно произведена в условиях, далёких от совершенства, говоря прямо — на коленке. Представители завода-изготовителя обнаружили, что в конструкции установлены запчасти, не имеющие обязательного клейма, то есть явно контрафактные», - считает Кочубей.

Корреспондента МОСЛЕНТЫ и других журналистов на телескопическом подъёмнике подняли на высоту 40 метров и дали посмотреть и пощупать сам механизм чёртова колеса — впечатления незабываемые.

«Если бы колесо регулярно проходило должное техническое обслуживание, то оно могло проработать ещё лет двадцать, - объяснил встретивший нас наверху бригадир монтажников Антон. - Но сейчас оно в критическом состоянии. Нет ни одного круглого отверстия, отсутствуют несущие пальцы. Сварочные работы выполнены явно не по регламенту. Косынки, скрепляющие две стойки одной из основных опор, установлены кустарно и вряд ли в состоянии что-либо укрепить. Хотя внешне они и выглядят нормально».

Работы по демонтажу аттракциона "Колесо обозрения" на территории ВДНХ.

© Артем Геодакян / ТАСС

Как говорят специалисты, одна из опор фундамента под действием огромных нагрузок (вес всего колеса обозрения превышает 200 тонн) за годы эксплуатации просто сместилась от оси внутрь. Корреспондент МОСЛЕНТЫ померил появившийся прогиб — он оказался почти 99 см, что, считают инженеры, за пределами допустимого в три с лишним раза.

«В мире есть два подхода к эксплуатации подобных аттракционов: советский и западный, - пояснил Кочубей. - Советский предусматривал качественное техническое обслуживание, и в этом случае срок работы колеса обозрения составлял около 50 лет. На западе предусматривают полную модернизацию системы каждые 10 лет. Оба подхода одинаково жизнеспособны. У нас же владельцы колеса оградились от проверяющих инстанций забором и никого не подпускали, а техническое обслуживание, как сейчас видят эксперты, вообще не производили. Они только зарабатывали деньги, а тратить их не хотели».

Демонтаж Колеса обозрения начался на ВДНХ в первых числах мая, завершить его планируют к концу июня. Стоимость всех работ примерно оценивается в 60 млн рублей, но может и возрасти — часть деталей «закисли» так, что затраты на демонтаж превышают расчётные показатели в разы.

По решению суда, демонтаж должен был проводить собственник, однако он отказался это делать. Все затраты дирекция Выставки намерена возместить, хотя, скорее всего, это придётся делать через суд.

«При этом мы не варварски распиливаем конструкцию, а именно её разбираем, - с гордостью заявляет заместитель гендиректора ВДНХ. - Уже сняты все 40 кабинок, полностью демонтирован внешний круг, наполовину — средний. Все детали вывозятся на площадку хранения, расположенную здесь же, на территории ВДНХ, и мы в любой момент готовы предоставить все детали любому эксперту. Хотя хранение тоже требует денег».

На месте колеса обозрения, которое в момент запуска в 90-х годах прошлого века было третьим по высоте в мире, пока будет зелёный газон и развлекательная площадка. Но в скором времени ВДНХ планирует смонтировать новое колесо — сейчас идёт разработка проекта. Место для него пока не определено.