Без рубрики

Бес опасности на дороге

Инструктор-гонщик трактует и комментирует примеры опасного вождения

© Владимир Сергеев / РИА Новости

Правительство России запустило сайт с видеозаписями примеров так называемого «опасного вождения». Идея принадлежит первому вице-премьеру Игорю Шувалову. С конца мая любители «шашечек» и других сомнительных развлечений на дороге будут считаться нарушителями, а осенью их могут начать штрафовать на 5 тысяч рублей.

Правительство России запустило сайт с видеозаписями примеров так называемого «опасного вождения». Идея принадлежит первому вице-премьеру Игорю Шувалову, который поручил создать библиотеку роликов, объясняющих водителю, какие маневры на дороге считаются «опасными». Такая необходимость возникла после того, как ГИБДД внесла изменения в правила дорожного движения (ПДД). С конца мая любители «шашечек» и других сомнительных развлечений на дороге будут считаться нарушителями, а осенью их могут начать штрафовать на 5 тысяч рублей.

МОСЛЕНТА решила немного похулиганить и поговорила с профессиональным гонщиком, инструктором школы повышения водительского мастерства Extrim Drive Виктором Тишаковым, который рассказал, как быть, если вы никак не можете отказать себе в том, чтобы ехать быстрее всех, и прокомментировал каждый видеоролик с примерами опасного вождения.

Обращаем ваше внимание! Редакция МОСЛЕНТЫ и Виктор Тишаков ни в коем случае не призывают читателей к превышению допустимого скоростного режима за рулем, совершению опасных маневров на дороге и других нарушений.

Про сайт

  • Польза этого сайта мне не совсем понятна, потому что все водители представляют, что такое опасное вождение. Естественно, ничто сейчас не в состоянии помешать человеку водить опасно: патрульных машин ДПС в Москве не так уж и много, а видеокамеры факт опасного вождения пока ещё зафиксировать не могут.

Можно напринимать хоть миллион правильных и хороших законов, но такие нарушения либо нельзя будет доказать, либо грамотно зафиксировать.

Я считаю, что сначала необходимо добиться неукоснительного соблюдения тех правил, которые есть - и только после этого переходить к внедрению каких-то новых законов. Есть наказания, где можно точно определить, нарушил человек или нет. Например, проезд на красный, пересечение стоп-линии, выезд на встречную полосу. Здесь четко видно, было нарушение или нет.

Есть нарушения, которые можно зафиксировать каким-нибудь измерительным прибором, - то же превышение скоростного режима. Тут наказание может разниться и «плавать» в зависимости от тяжести. А сколько раз надо перестроиться в потоке, чтобы это кто-то признал опасным? Что такое «плотный поток»? Один считает, что он плотный, другой – нет. Соответственно, это все остается на откуп инспектору ГАИ или судье. При существующей правовой системе это будет непростой процесс.

Опасное вождение - это довольно расплывчатый термин, трактовать его можно по-разному. Например, при необходимости объехать что-то на дороге - это будет резкий маневр, который может кто-то посчитать опасным. С другой стороны, если бы водитель такого маневра не совершил, а просто наехал на какое-то препятствие, то это закончилось бы гораздо печальнее.

Почему водители играют в так называемые «шашечки» с беспорядочными частыми перестроениями? Я думаю, что начать нужно с культуры вождения наших автомобилистов.

Если сравнить поток машин у нас и, допустим, в европейских странах, то станет понятно, что в России он очень неоднородный. Машины могут ехать со скоростью 100 км/ч в левом ряду - при ограничении в 80 км/ч. А может - со скоростью 40 км/ч в среднем ряду, при этом водитель «отбивает» сообщение на телефоне, не глядя на дорогу. За рубежом, как правило, весь поток едет с более менее одинаковой скоростью, около максимально допустимой. Если ограничение скорости - 80 км/ч, то машины едут - 75-85 км/ч. Обычно автомобилей, которые выпадают из общей массы, нет.

Из-за того, что у нас неоднородный поток, мы можем ехать в среднем ряду с комфортной скоростью 60 км/ч, и перед нами возникнет машина, которая едет 40 км/ч, ее нужно объехать. Соседний ряд едет, например, 80 км/ч. Соответственно, нам нужно ускориться, чтобы не тормозить, перестроиться в соседний ряд и вернуться обратно. После того, как мы вернулись обратно, опять может появиться машина, которая едет 60 км/ч, поэтому нам снова нужно, либо притормозить, либо куда-то уйти.

И вот коллизия: если мы совершим два таких маневра подряд, то нас уже формально можно считать «опасным водителем». Хотя на самом деле человек хотел не тормозить и не разгоняться, а просто сохранять разрешённую скорость движения. Это один из примеров оправдания «шашечной» манеры езды.

Есть люди, которые хотят ехать быстрее потока. Допустим, человек решил ехать по МКАДу со скоростью 140-160 км/ч, а не 100 км/ч, как все. Естественно, он едет сквозь поток, постоянно маневрируя. Это можно назвать опасным вождением, но не всякое маневрирование справедливо считать таковым.

Культура вождения в России все еще низка. Многие водители не обращают внимания на то, что происходит вокруг. «Я еду, как считаю нужным, а на остальных мне наплевать», - так рассуждают многие московские автомобилисты. Это относится не только к тем, кто хочет ехать быстрее, но и к тем, кто двигается медленнее потока. Ведь если человек едет медленнее, то тем самым он вынуждает других водителей себя объезжать – то есть маневрировать. Такой водитель вносит возмущение в ряды попутчиков.

На самом деле, наиболее безопасно в потоке ехать именно со скоростью потока, не превышая её, но и не снижая. То есть «так же, как все». У нас в стране на это как-то не принято обращать внимание. И даже посыла «давайте ездить как все» я не встречал. Хотя, повторюсь, именно эта манера — наиболее безопасная.

Что касается сайта, то опубликованные на нём ролики мне понравились. Они сделаны грамотно. Давайте разберём...

«Шашки»

  • Во всех примерах видно, что люди стараются ехать заметно быстрее потока. В последнем отрезке человек, перестраиваясь вправо, не видит припаркованную машину и врезается. Тут проблемы две. Если уж человек собрался маневрировать и ехать быстро, то не стоит делать излишне много резких перестроений, сопровождающихся интенсивным разгоном или торможением. Одновременно не нужно маневрировать, тормозить и разгоняться. Иначе он просто потеряет контроль над машиной, и ее может занести.

Второй момент – при перестроении через несколько рядов нужно убедиться, что на вашем пути точно нет других автомобилей. Лучше вообще избегать перестроений через два или три ряда, потому что нельзя туда посмотреть по диагонали – как правило, машины закрывают обзор. Очень часто встречаются ролики, когда люди врезаются в припаркованный автомобиль или тот, что стоит «на аварийке» в левом ряду после того, как они перестроились через несколько рядов, и в последний момент увидели, что там стоит машина. Нужно всегда видеть пространство, куда вы хотите перестроиться, как минимум на длину тормозного пути.

«Нервяки»

  • Это классическое подрезание, когда человек либо специально, либо вынужденно, слишком близко едет к соседней машине. Есть два варианта развития ситуации. Человек не чувствует габаритов машины и по незнанию начинает «выжимать» машину из соседнего ряда. Бывает, когда водителю просто не хватает места. Допустим, впереди внезапно возникло какое-то препятствие, и ему ничего не остается делать, как быстро перестроиться, чтобы не врезаться.

В одном случае – это неумение водить. Во втором, наверное, какая-то вынужденная ситуация. Всем водителям, кого подрезают, один совет – пользоваться педалью тормоза и не крутить рулем. Если вы едете в своем ряду, в случае аварии любой человек, который к вам перестраивается, будет виноват.

Если вас подрезают, то не надо делать резких движений. В одном из этих видео есть хороший пример, когда водитель синего автомобиля просто «убрался» с дороги. Абсолютно типичная ситуация. Вполне достаточно было на прямых колесах немножко нажать на тормоз, и ничего бы этого не произошло. Вместо этого человек зачем-то резко дергает рулем.

«Торопыги»

  • Тут все примеры связаны с движением по левому ряду. У нас, если понаблюдать, все предпочитают ехать в левом ряду при свободных правых. Такие ситуации связаны как раз с тем, что человек хочет ехать по левому ряду быстрее всех, а там уже едут люди, которые думают, что они быстрее всех. В данном случае можно посоветовать не занимать левый ряд без необходимости, а если есть справа свободное место, то перестроиться туда, не дожидаясь, как вам сзади начнут «мигать».

Тому, кто хочет ехать быстрее, могу только посоветовать не рассчитывать на помощь окружающих. Конечно, в этом случае можно перейти в режим «шашечек», и начать обгонять по всем свободным рядам. Если человек едет в левом ряду с очень низкой скоростью, то это говорит о том, что он не уважает окружающих и нарушает правила дорожного движения. В данной ситуации, получается, все виноваты.

«Грядки»

  • Я бы в данном случае не давал советов, как правильно ехать между рядами, будь то на машине или мотоцикле. Езда между рядов, по разделительной полосе, является прямым нарушением ПДД. Если разрыв между машинами позволяет выполнить перестроение из одного ряда в другой с небольшим боковым интервалом и безопасно, то, наверное, это можно сделать. При этом имейте в виду: если вы заденете другую машину, то будете виноваты в аварии. Размер бокового интервала правила не регламентируют, каждый водитель трактует его самостоятельно. Если аварии не произошло, то, наверное, оно было безопасным. Как его измерять на ходу, и как после этого водителю предъявлять обвинение, непонятно.

«Воспитатели»

Воспитывают, как правило, людей, необоснованно медленно едущих в левом ряду. Это ряд, предназначенный для обгона. «Тихая» езда в нём при свободных правых почти всегда вызывает недовольство или даже гнев окружающих. Ну а «воспитателю» можно посоветовать только одно: «спилить мушку» перед тем, как кого-то воспитывать. Если резкое торможение спровоцирует аварию, а у другого водителя будет видеорегистратор, то виноват будет именно резко затормозивший. В любом случае «воспитывать» других людей на дороге, я считаю, не стоит.

«Упертый»

В самом конце, конечно, ужасный видеоролик. Очень жалко людей, которые попали под машину. Однако, можно сказать, что этот пример очень показательный. Здесь тоже ситуация может быть двоякой. На дороге могут встретиться два неуверенных в себе водителя.

Один едет спереди, другой пытается его обогнать. Каждый из них делает это в меру своих возможностей. Тот, кто обгоняет, не может решительно и смело утопить педаль газа в пол и быстро обогнать. Второй считает, что уступать не нужно и продолжает ехать в своем режиме, объезжая какие-то ямки, перестраиваясь. Возможно, он вообще не замечает того человека, который сзади едет. Тут есть пример, когда человек пытается обогнать Renault, и у него никак не получается. Скорее всего, здесь как раз просто два таких неумелых водителя.

Последний пример, тот, где водитель сбивает людей на обочине. Здесь явно умышленное препятствование обгону - тот самый поступок со стороны второго автомобилиста, который может заставить другого начать «лечить». Тому, кто вышел на обгон и видит, что его не пропускают, советую сразу же отказаться от маневра и уйти назад. Потом можно обогнать уже в безопасных условиях, когда точно никто не будет мешать.


Госавтоинспекция представила уточненную, детальную трактовку термина «опасное вождение», за которое может быть введено административное или даже уголовное наказание. Проект поправок в ПДД звучит так:

«Опасное вождение» — неоднократное совершение одного или совершение нескольких следующих друг за другом действий, связанных с нарушением правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».