Без рубрики

Как выглядела московская маршрутка 150 лет назад

«Грязные, с расшатанными колёсами, с пьяными дерзкими ямщиками»

Линейка в Сосновом бору, 1870—1875 годы

© mega909 / pastvu.com

Оказывается, 150 лет назад в Москве уже существовали маршрутки во всём их великолепии: с лихими водителями, разбитыми автомобилями и страдающими пассажирами. По крайней мере, именно так современники описывают "линейки" - открытые многоместные экипажи, служившие общественным транспортом в Российской Империи XIX века.

"Линейки - это достопримечательность тогдашней Москвы. Никакой жестокий инквизитор не мог бы выдумать более мучительной пытки, как езда в этих экипажах, но терпеливые москвичи ездили и платили ещё деньги за свою муку. Такого безобразия, как эти линейки, вряд ли где можно найти.

Линейки эти были до невозможности грязные, с постоянно звенящими гайками, с расшатанными колёсами, с пьяными дерзкими ямщиками, часто с искалеченными лошадьми, худыми и слабосильными до того, что они шатались на ходу", - писал в своих мемуарах русский артист и литератор Павел Богатырёв.

Причем, официально линейки подавались совсем иначе. Вот выдержка из газеты "Московские ведомости" за 1847 год: "...с сентября сего 1847 года у нас открывается езда в публичных экипажах и при том на следующих основаниях; вмещая от 6-ти до 10-ти пассажиров, каждый экипаж будет возим двумя сильными, красивыми лошадьми".

А вот кусок из правил работы линеек: "Экипаж не дожидается полного числа пассажиров, но отправляется тотчас, если займёт место хотя бы один только человек; во время следования, по данному кондуктором знаку, экипаж тотчас останавливается и принимает пассажира. Каждый пассажир, доехав до того места, до которого ему нужно, имеет право остановить экипаж и выйти...". Нетрудно догадаться, что на деле всё было несколько иначе.