Без рубрики

Каким станет Садовое кольцо после реконструкции

Масштабное озеленение, расширенные тротуары и новые пешеходные переходы

Двор дома 15 по Новинскому бульвару

© Изображение: КБ Стрелка

МОСЛЕНТА изучила концепцию благоустройства Садового кольца. Уже в этом году на участке от Старого Арбата до Долгоруковской улицы проведут масштабное озеленение и сократят количество парковок, организуют новое освещение проезжей части и пешеходной зоны, расширят тротуары и создадут новые наземные пешеходные переходы, а прилегающие скверы, площади и дворы реконструируют по «индивидуальным архитектурным и ландшафтным решениям».

МОСЛЕНТА изучила концепцию благоустройства Садового кольца. Уже в этом году на участке от Старого Арбата до Долгоруковской улицы проведут масштабное озеленение и сократят количество парковок, разобьют 100 скверов, организуют новое освещение проезжей части и пешеходной зоны, расширят тротуары и создадут новые наземные пешеходные переходы, а прилегающие скверы, площади и дворы реконструируют по «индивидуальным архитектурным и ландшафтным решениям».

Восстановление садов на Садовом

Ключевая идея проекта — «восстановление садов на Садовом», хотя ровные ряды деревьев, которые должны появиться вдоль проезжей части на всем протяжении улицы, скорее напоминают аллеи, чем сады.

Над решениями для Садового кольца и прилегающих территорий, подготовленным КБ «Стрелка», работало 17 российских и зарубежных архитектурных бюро. А значит, выходящие на кольцо скверы, площади и дворы будут оформлены разнообразно, по индивидуальным, а не шаблонным архитектурным и ландшафтным проектам. Детали реализации предложенных решений будут определяться голосованием на портале «Активный гражданин»

Предыстория и концепция

То пространство, на котором находится Садовое кольцо, развивалось вместе с городом, и на протяжении всего своего существования несколько раз меняло свои функции. Кольцо садов и бульваров появилось здесь после пожара 1812 года на месте окруженного рвом земляного вала с пятиметровой стеной из дубовых бревен, созданного по приказу Бориса Годунова после разорительного набега на Москву крымского хана в 1591 году.

По утвержденному в 1816-м году проекту, реализованному к 1830-му, остатки вала снесли, обмелевший и осыпавшийся ров засыпали, а на их месте была отстроена кольцевая улица шириной 60 метров, 25 из которых отводились под мощённую булыжником проезжую часть и тротуары. На остальном пространстве домовладельцы обязаны были устроить сады и палисадники «из насаждений по своему вкусу».

В 1930-х годах Садовое кольцо в соответствии с планом Кагановича было заасфальтировано и приобрело современный вид, став крупной магистральной улицей Москвы. Именно тогда для расширения проезжей части была снесена вся линия садов.

В дальнейшем в советские годы Садовое кольцо развивалось, как крупная городская транспортная магистраль, агрессивная автомобильная среда в центре города, рассчитанная в первую очередь на автомобилистов, и мало приспособленная для пешеходных прогулок.

Следуя за современным мировым трендом перестраивать исторический центр с учетом приоритета интересов пешеходов, проект благоустройства Садового кольца нацелен на то, чтобы превратить его в полноценную улицу современного мегаполиса: с эффективной транспортной системой для автомобилистов, а так же удобными и безопасными общественными пространствами для пешеходов.

Садовая-Триумфальная улица

© Изображение: КБ Стрелка

Транспортная схема

Проект благоустройства Салдового кольца создавался на основании транспортной схемы, разработанной департаментом транспорта правительства Москвы, который предполагает сделать стандартной ширину проезжей части, ликвидировав существующие излишне широкие места и сужения — «бутылочные горлышки». Будет создана сеть «дублеров» с пониженной скоростью движения для безопасного въезда во дворы и прилегающие улицы, появятся новые парковочные места и буферные зоны, отделяющие пешеходов от проезжей части.

Разметка тротуара отделит велодорожки от пешеходной зоны, а новые автобусные остановки c электронным расписанием, билетными автоматами и бесплатным Wi-Fi защитят от автомобилей дополнительным ограждением.

Троллейбусы

Существующий сегодня кольцевой маршрут троллейбуса «Б» заменил в 1937 году одноименный трамвайный маршрут, проложенный еще в 1870-х годах. Кстати, до 1912 года трамваи здесь ходили на конной тяге.

Судя по последним сообщениям пресс-службы городского департамента транспорта, контактную сеть, возможно, снимут на время реконструкции на отдельных участках в связи с ремонтными работами, которые проводит департамент капитального ремонта. Однако позже демонтированные участки сети будут восстановлены. По словам представителя пресс-слудбы Дептранса: «Реконструкция Садового кольца в Москве предполагает нормализацию ширины проезжей части и сохранение троллейбусных маршрутов».

3000 деревьев

Реконструкция проезжей части Садового кольца позволит расширить пешеходные зоны и провести озеленение вдоль магистрали. Согласно новому проекту, на Садовом кольце будет высажено более 3000 деревьев девяти различных видов. Масштабное озеленение позволит отделить пешеходов от автомобилей, снизить уровень шума и улучшить экологическое состояние всей магистрали.

«Концепция предлагает разумное возвращение зеленых насаждений в качестве главного символа и основного инструмента создания новой среды на одной из самых важных транспортных артерий столицы, — говорит Григорий Бойко, заведующий сектором дендрологии Ботанического сада Биологического факультета МГУ. — Это решение в определенном смысле является восстановлением исторической̆ справедливости. Сады, уничтоженные в бурные времена ради торжества стремительного, но не всегда осмысленного движения, должны появиться вновь и, вкупе с новым пониманием кольцевого дорожного трафика, сформировать доступное и удобное для человека общественное пространство, не устраняя при этом важную исходную транспортную функцию.»

Новинский бульвар

© Изображение: КБ Стрелка

Скверы, площади, дворы

Благодаря тому, что над проектом благоустройства работало 17 известных архитектурных и ландшафтных бюро не только из России, но и со всего мира, прилегающие к Садовому кольцу скверы, площади и дворы будут оформлены разнообразно. Это значит, не стоит опасаться того, что крупная городская программа, тиражируя шаблонные решения, лишит часть города своей индивидуальности. Наоборот, площадям и прилегающим территориям придадут индивидуальный характер, отдельно разработав оформление каждого из таких пространств.

Проект, в частности, предусматривает реконструкцию освещения. Светильники проезжей части будут заменены на энергоэффективные, а на пешеходных зонах установят современные фонари с рассеянным светом. Новое освещение, а так же зоны отдыха со скамьями и урнами, организованные у крупных магазинов, кафе и кинотеатров, должны превратить пространство вокруг магистральной улицы в городскую среду, комфортную для пешеходов.

Завершить работы по благоустройству всего Садового кольца городские власти планируют в 2018-м, а в этом году реконструкция пройдет на Новинском бульваре и улицах: Садово-Кудринская, Большая Садовая и Садовая-Триумфальная.