Без рубрики

Каким будет второе кольцо метро

До конца 2016 года откроются первые станции Третьего пересадочного контура

© stroi.mos.ru

В конце этого года московский метрополитен ждет важное событие — откроются первые пять станций Третьего пересадочного контура (ТПК). МОСЛЕНТА разобралась, каким будет второе кольцо подземки.

###Старые планы

С середины прошлого века московские архитекторы и проектировщики задумывались, как разгрузить пересадочные контуры Москвы: первый вариант — пересадки на станциях в центре города и второй — кольцевую линию метрополитена. Еще в 1947 году, когда кольцо даже не было открыто, планировалось построить полукольцевую ветку на юге столицы с перспективой замыкания. В 1971 году Большое кольцо появилось в Генплане, Каховская линия и участок Сокольнической ветки от «Черкизовской» до «Бульвара Рокоссовского» строились как его часть.

Но вариант наращивания колец устраивал не всех. С резкой критикой проекта выступил заслуженный строитель РСФСР Иван Бордуков, считавший, что новое кольцо лишь усугубит существующие проблемы — слабую обеспеченность транспортом окраин и перегруженность центра. Он же предложил альтернативу — хордовые линии.

Эта идея нашла поддержку и активно разрабатывалась в 80-е и 90-е годы. Планировалось построить четыре хорды, которые свяжут Москву с растущими городами-спутниками, — Митинско-Бутовскую, Химкинско-Жулебинскую, Солнцевско-Мытищинскую и Ясеневско-Балашихинскую.

Строительство станции метро «Хорошевская» Третьего пересадочного контура

По проекту хорды приближались к кольцу на одну-три станции, а потом вновь уходили за МКАД. Они пересекались недалеко от центра и, перетекая друг в друга, образовывали подобие кольца — тогда впервые прозвучало название «Третий пересадочный контур».

В двухтысячных инженеры вернулись к советским проектам и предложили объединить северный участок Большого кольца с южным участком Третьего пересадочного контура. До позапрошлого года велись споры о том, каким должно быть движение по новым веткам — кольцевым или хордовым. Метрогипротранс настаивал на втором варианте и предлагал организовать беспересадочное движение по четырем длинным линиям: от Молжаниновки через Химки до Некрасовки, из Южного Бутова до Мытищ, из Трехгорки в Видное и из Коммунарки на восток Подмосковья.

Но в 2014 году из финансовых соображений было принято окончательное решение в пользу более простого с конструктивной точки зрения кольца. Так родился современный вариант Третьего пересадочного контура.

###Самая длинная ветка

Третий пересадочный контур — самый масштабный проект за всю историю метрополитена: 28 станций, около 58 километров путей. Большое кольцо почти на 40 километров обгонит малое по длине и станет самой протяженной линией московского метро.

На севере пересадочный контур пройдет на расстоянии одной-двух станций от кольцевой ветки, а на юге отдалится от нее на три-четыре станции. Московская кольцевая железная дорога, которая также откроется в этом году, напротив, «сдвинута» к северу столицы. Таким образом железнодорожное и подземное кольца образуют «восьмерку» и не будут дублировать друг друга.

Третий пересадочный контур соединит все существующие и проектируемые радиальные линии метрополитена. Также у него будет семь пересечений с железной дорогой и два — с МКЖД.

###На полчаса быстрее

С открытием Третьего пересадочного контура пассажирам не придется ехать в центр, чтобы сделать пересадку. Согласно подсчетам московского Комплекса градостроительной политики, это поможет сэкономить до получаса на каждой поездке.

К примеру, путь от «Калужской» до «Севастопольской» сократится более чем в три раза — с 35 до 10 минут. Это значительно облегчит и жизнь москвичей, и работу метрополитена.

«Большинство пассажиров едет в центр, чтобы совершить пересадку, и с каждой станцией в поезд набивается все больше человек, — комментирует Александр Козлов, глава центра бережливых технологий кафедры экономики промышленности РЭУ имени Плеханова. — Безусловно, Третий пересадочный контур не только разгрузит кольцевую линию и центральные станции, но и выровняет нагрузку на радиальные ветки, сократит общее время в пути». Эксперт считает строительство высокоскоростных линий метрополитена, которые соединят спальные районы, необходимым шагом в развитии метрополитена.

Предполагается, что ежедневно Большим кольцом будут пользоваться около миллиона пассажиров. У 600 тысяч москвичей возле дома или работы появится новая станция. Заведующий кафедрой архитектуры и градостроительства РУДН Андрей Разин отмечает, что это не только улучшит их транспортное обслуживание, но и скажется на стоимости недвижимости.

Риелторы предсказывают, что близость к станциям ТПК повысит цену квартиры на 6-20 процентов. Это одно из проявлений главного недостатка концентрической системы метрополитена — неравномерность развития территорий в зависимости от близости к метро. По мнению Разина, исправить ситуацию можно, совершенствуя систему наземного транспорта.

###Через четыре года

Движение по Большому кольцу метро будут запускать поэтапно. Уже в конце этого года откроется «аппендикс» из пяти станций от «Делового центра» до «Петровского парка». На первых этапах он будет объединен с желтой линией соединительной веткой, так что доехать от «Раменок» до «Петровского парка» можно будет без пересадок.

Запуск тоннелепроходческих щитов

До конца 2018 года планируется ввести еще три участка: от «Петровского парка» до «Нижней Масловки», от «Хорошевской» до станции «Мневники» и от «Нижегородской» до «Электрозаводской». В последнюю очередь откроются участки «Каширская» — «Нижегородская» и «Нижняя Масловка» — «Электрозаводская». Когда верхнее полукольцо замкнется, образуется самая длинная связка в московском метрополитене — около 60 километров — между станциями «Некрасовка» и «Рассказовка».

При благоприятных экономических условиях кольцевое движение по ТПК запустят в 2020 году. В это же время должно завершиться строительство трех станций центрального участка желтой ветки. Они свяжут Солнцевский и Калининский радиусы в Калининско-Солнцевскую линию, и пассажирское движение по соединительному участку между ней и Большим кольцом прекратится.