Город

Как у Ленина угнали две машины

Ко дню ГИБДД — о регулировщиках с метлами и наивности советских постовых

1958 Москва. Мотовзвод ГАИ перед выездом на дежурство

© ТАСС

Сотрудники ГИБДД 3 июля отмечают профессиональный праздник. В этот день в 1936 году Совет народных комиссаров утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». МОСЛЕНТА изучила исторические документы и выяснила, что было дальше и как было раньше.

Сотрудники ГИБДД 3 июля отмечают профессиональный праздник. В этот день в 1936 году Совет народных комиссаров утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». МОСЛЕНТА изучила исторические документы и выяснила, что было дальше и как было раньше.

###На черепашьей скорости

Мы давно привыкли к суете московских улиц. А вот горожане прошлого века жили в благостном спокойствии. В инструкции для городовых конца XIX cтолетия говорилось: «Через час после заката солнца все велосипеды должны иметь зажженные фонари; во время движения в соответствующем расстоянии от встречных или обгоняемых экипажей, возов, вьюков и пешеходов должен быть даваемый отчетливо слышный звонок или свисток». Об автомобилях – ни слова…

Шло время. Еще стучали по булыжникам мостовых колеса пролеток и телег, но их уже теснили окутанные бензиновыми облаками автомобили. «Доколе?» – вопрошал прохожий, опасливо озираясь вокруг. И потребовал дать «шоффэрам» укорот. Полиция вняла возмущениям горожан и в 1907 году ограничила скорость машин в Москве до 20 верст в час.

Угодил в историю купец Николай Алексеев. Состоятельный, видно, был господин, ибо разъезжал на автомобиле марки «бенц» - редком по тем временам. Так вот, Алексеев поставил свою машину у храма так, что она загораживала путь прихожанам на моление. Те пожаловались околоточному надзирателю Сущевской полицейской части Дмитрию Быкову, и тот выписал купцу солидный штраф. Это было первое в Москве наказание за неправильную парковку.

В 1908 году, сначала в столице империи – Санкт-Петербурге, а затем и в нашем городе полицейским «на более бойких по движению улицах присвоены белые трости для регулирования движения и безопасности пешеходов».

Машин становилось все больше, благо Россия экспортировала их в немалом количестве из Европы и Америки, а порядка наблюдалось все меньше. Автомобили, лошади, люди смешивались в кучу, ибо никто не желал соблюдать дорожных правил. Да и не придумал их еще никто – все двигались, как бог на душу положит.

Но тут грянула революция, а с ней и форменная катавасия. Летом 1917 года репортер журнала «Автомобиль» сокрушался: «В тот момент, когда с углов улиц исчезли внушительные фигуры городовых, у всех автомобилей открылись глушители, погасли номерные фонари и частью исчезли даже самые номерные знаки. При этом скорость автомобилей, мотоциклов и грузовиков перешла за пределы благоразумия и в значительной степени на страницах газет увеличилась рубрика «автомобильных зверств».

###«Запрещать непомерно быструю езду»

При советской власти обязанности регулировщика поначалу выполняли дружинники революционной охраны. Им предписывалось охранять безопасность и порядок передвижения по улицам, «запрещать непомерно быструю езду; ограждать днем рогатками, а ночью цветными фонарями ямы, обвалы и прочие препятствия для движения; принимать меры к уборке упавших столбов, фонарей, поврежденных экипажей, павших животных и прочее...»

Машин было тогда совсем мало. Да и кому было ездить? У буржуев автомобили отняли, а простой люд о такой роскоши и при царе не мечтал. На авто раскатывали комиссары, наркомы, чекисты, ну и сам Ленин. Сначала в распоряжении Председателя СНК был редкий по тем временам французский лимузин марки «Turcat-Mery» из гаража Его Величества Императора. Управляли машиной поочередно водители Степан Гиль и Алексей Демин.

В декабре 1917-го автомобиль Ленина, представьте себе, угнали. Причем, прямо из Смольного! Грешили на эсеров, но угонщиками оказались обычные ворюги. Да и невдомек им было, чье авто они крадут.

Ленин перед отъездом с Ходынского поля после военного парада, 1918 г.

© Репродукция: ТАСС

Потом Ленина усадили на французскую машину «Delaunay-Belleville». Но и этого авто вождь революции лишился. В январе 1919 года Ильич ехал с Крупской на детскую елку в захолустные тогда Сокольники. Его машину остановили бандиты во главе с Яшкой Кошельковым. Налетчики не разобрались, кто перед ними, хотя Ильич совал им под нос свою красную книжечку. Грабители высадили знатных пассажиров и, радуясь неожиданной удаче, унеслись прочь…

Следующей машиной Ильича стал «Rolls-Royce». Одни историки считают, что именно на той машине Ленин прибыл на завод Михельсона в день покушения 30 августа 1918 года. По мнению других, Гиль привез его на «Renault».

Кстати, в 1920 году Ленин – никогда не садившийся за руль - подписал исторический декрет «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (правила)». В него вошли требования к автомашинам, порядок их регистрации, пользования. Говорилось в декрете и о номерных знаках, водительском удостоверении и путевых листах. Контроль за автодвижением возлагался на автоинспекцию транспортного отдела Моссовета.

###Жезлы, дворники, светофоры

Спустя два года в Москве появились постовые милиционеры – прообраз нынешних работников ГИБДД. Они были важные, в белых гимнастерках, черных галифе и сапогах.

Символом их власти был не револьвер в кобуре, а красно-белый жезл с желтой рукояткой. В инструкции по его пользованию, в частности, говорилось: «При остановке одного движущегося экипажа все идущие сзади также останавливаются, не заезжая вперед. Отсутствие поднятого жезла давало право свободного проезда при условии соблюдения правил уличного движения...»

Но кто-то все-равно лез вперед, превышал скорость, выбегал на дорогу. Визжали тормоза, из-под колес летели искры. Число дорожно-транспортных происшествий росло, и была создана специализированная служба по регулированию дорожного движения.

За движением на московских площадях и в других перегруженных транспортом местах стали следить «самокатчики» - милиционеры на велосипедах. Позже такие мобильные группы появились в Ленинграде, Киеве, Минске.

В 1972 году водители еще умели понимать сигналы регулировщика

© Юрий Абрамочкин / РИА Новости

С каждым годом Москва росла, строилась, наполнялась новыми обитателями. По Тверской, Маросейке, Серпуховской, Тверскому и Страстному бульварам, Остоженке грохотали трамваи, скрипели автобусы и троллейбусы, ревели грузовики, подпрыгивали на рессорах легковушки, оттесняя к обочине пролетки и телеги. Этот бешеный поток нужно было укротить и обуздать. До поры до времени это делали регулировщики ОРУДа - отдела регулирования уличного движения. Кстати, подобная структура, как отдельное подразделение, сохранялась до 50-х годов.

Когда орудовцев не хватало, в качестве регулировщиков выступали… дворники. Должно быть, это было забавное зрелище – бородачи в фартуках, отложившие метлы, важно указывали направление движения. Однако никто не смеялся.

В 1932 году на помощь постовым пришли светофоры. Первые трехцветные устройства в Москве – мачтовый и висячий - появились на пересечении Петровки с Кузнецким мостом. Второй – на стыке Неглинной улицы и Кузнецкого моста. Это было событие - на мигающие светофоры приходили смотреть толпы зевак.

Ранее испытывали и другие устройства. К примеру, в 1927 году на Страстной площади - ныне Пушкинской – в виде эксперимента установили два светофора с поворачивающимися крыльями, которыми управлял постовой. В других местах появились светофоры в виде циферблата, разделенного на красные и зеленые сектора. Но эти устройства оказались не совершенными и ушли в историю, освободив место трехглазому регулировщику.

###Черно-белая правда

После выхода в свет «Положения о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР» основными задачами ГАИ стала борьба с аварийностью, наблюдение за техническими нормами эксплуатации транспорта и его учет. Работники автоинспекции следили за организацией дорожного движения, установкой знаков, разметкой, состоянием улиц и дорог.

Московская госавтоинспекция, 1973 год

© Юрий Венделин / ТАСС

Вскоре появились правила дорожного движения, был разработан единый для всей страны образец водительского удостоверения, правила учета и технического осмотра транспортных средств.

Были ли в то время угонщики? Да, только скрыть кражу было больно трудно – слишком мало автомобилей находилось в личном пользовании, да и принадлежали они людям известным. Но порой молодых людей, принявших изрядную дозу на грудь, тянуло промчаться с ветерком. Протрезвев, они бросали свою добычу и убегали, страшась кары милиционеров…

Жезл, на некоторое время исчезнувший из обращения милиционеров, вернулся лишь перед войной. Он был уже не красно-белый, а черно-белый. Замену произвели по рекомендации ученых, которые пришли к выводу, что глаз человека острее реагирует именно на черно-белые предметы, а не на цветные. В темноте цветные приобретают серую окраску, в то время как черное остается черным, а белое – белым.

###Честь мундира – превыше всего

Оснащали сотрудников ГАИ самой современной техникой

© Борис Кауфман / РИА Новости

Фотографии Москвы и хроника 1950-70-х годов сегодня поражают. На Садовом кольце, улице Горького, Сретенке, столичных бульварах, Пресне - трассах, которые сегодня бурлят от потока автомобилей, автобусов и троллейбусов, было спокойно. Двигался транспорт совсем не быстро, да и лихачей не наблюдалось. Пешеходы пересекали дороги, не тревожась за свою безопасность.

Да и постовые милиционеры были не похожи на нынешних сотрудников ГИБДД. Они могли улыбнуться и даже простить нарушение, ограничившись профилактическими наставлениями.

Работники ГАИ нередко появлялись на экране. В 1983 году вышел фильм «Инспектор ГАИ», где актер Сергей Никоненко сыграл скромного, честного, но очень наивного милиционера, который борется за правду. Его пытаются одернуть, «поставить на место», однако он непреклонен: честь мундира для инспектора Петра Зыкина – превыше всего.

Валерий Бурт