Город

Это залет, воин

Что можно и нельзя беспилотникам в Москве и по всей России

Фото: Юрий Мартьянов / "Коммерсантъ"

Запретить полеты беспилотников над Москвой предлагали ровно два года назад — в июне 2015-го. Тогда депутаты объясняли: дроны будут угрожать безопасности и создавать помехи для движения вертолетов спецслужб. Но эта идея только обсуждалась в Мосгордуме. С тех пор количество беспилотников в столице заметно увеличилось, здесь сосредоточилась большая часть российских дронов. Летать с 2015-го они не перестали, зато в юридическом поле появились нормы, после принятия которых табличка «невозможно» повисла практически над любой, даже детской, мечтой о полете на дроне или просто авиамодели. МОСЛЕНТА вместе с экспертами разобралась, как полетать над столицей на беспилотнике и не нарушить закон.

Запретить полеты беспилотников над Москвой предлагали ровно два года назад — в июне 2015-го. Тогда депутаты объясняли: дроны будут угрожать безопасности и создавать помехи для движения вертолетов спецслужб. Но эта идея только обсуждалась в Мосгордуме. С тех пор количество беспилотников в столице заметно увеличилось, здесь сосредоточилась большая часть российских дронов.

Летать с 2015-го они не перестали, зато в юридическом поле появились нормы, после принятия которых табличка «невозможно» повисла практически над любой, даже детской, мечтой о полете на дроне или просто авиамодели. МОСЛЕНТА вместе с экспертами разобралась, как полетать над столицей на беспилотнике и не нарушить закон.

##По понятиям не живем

Открывшему «дроноведение», как оказавшемуся в первом классе, сегодня приходится разбираться, чем именно он будет заниматься, чем будет управлять. Определения «дрон» или «квадрокоптер» в законе не найти. Так, в федеральных правилах использования воздушного пространства (от 2010 года) есть формулировка «беспилотный летательный аппарат», а в Воздушном кодексе РФ «беспилотное воздушное судно» и «беспилотная авиационная система».

Первое — «летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов», второе — «воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)».

Тут же, в Воздушном кодексе РФ можно найти определение «беспилотная авиационная система — комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, средства обеспечения взлета и посадки, средства управления полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов и контроля за полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов».

© Владимир Астапкович / РИА Новости

Опередить, аппаратом, судном или системой вы пользуетесь, сложно. И это — только вход в лабиринт, законодательные повороты в котором ведут к новым тропам, а не к выходу. Последние правила, на которые, стоит обратить внимание всем пилотам дронов и авиамоделистам, касаются только «беспилотных воздушных судов» (федеральный закон № 291-ФЗ, принятый в июле 2016-го).

«Сейчас любая кинутая в небо палка или камень — уже беспилотный летательный аппарат. Нет четкого разделения по полезной нагрузке летательных аппаратов, их применимости, тем более не выделены в отдельную категорию спортивные авиамодели. Поэтому пока что летательный аппарат для нас — все, что умеет летать», — объясняет вице-президент федерации авиамодельного спорта России Игорь Трифонов.

По словам руководителя Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем (Ассоциация Аэронет) Глеба Бабинцева, формирование понятийного аппарата действительно необходимо. В документах можно встретить обозначения: БПЛА, ДПЛА, ДПВС, БВС; или ДПАС, РПАС, БАК, БАС. Ориентир нужно держать на названия в документе верхнего уровня — Воздушном кодексе РФ — где есть БАС и БВС.

«Летательный аппарат и воздушное судно — это, по большому счету, одно и то же, но чтобы не путаться, надо придерживаться одной терминологии, к которой пока не пришли. В 2014 году был выпущен ГОСТ с основными определениями по беспилотным авиационным системам, но на сегодня этот документ не соответствует уровню развития техники», — объяснил руководитель Аэронета.

Но стоит помнить, что авиация общего назначения, например, дельтапланы, парапланы, легкомоторные самолеты, сегодня не приравниваются к беспилотникам. Они могут летать свободно — порядок уведомительный.

«Даже летающие по визуальным правилам легкие беспилотники и авиамодели сейчас могу вылетать только после получения разрешения, подаваемого за пять суток до предполагаемого полета», — комментирует Глеб Бабинцев.

##Положить на весы

Пока единой формулировки для обозначения летающих дронов, коптеров и авиамоделей нет, а тем более они не разделены на категории внутри закона, пилотам нужно обращать внимание на вес аппарата. Федеральный закон № 291 от июля 2016 года обязывает владельцев беспилотников с «максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов» произвести «учет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Но вот этот «порядок» — указатель на еще один поворот в лабиринте без выхода.

© Илья Питалев / РИА Новости

«23 июня состоялась коллегия Ространснадзора, на которой были представители и Росавиации, и Минстранса. Обсуждались вопросы регистрации, учета и других положений использования беспилотников. Что было сказано: регистрация сегодня не ведется, но к концу года, вероятно, как-то заработает, законодательная норма уже действует, но процедура еще не готова. Учет легких беспилотников до 30 килограмм вступит в силу с 5 июля, — рассказывает Глеб Бабинцев. — Пока регистрацию нельзя сделать нигде в России, ни в Москве, ни в других городах. Единственный учет, который доступен гражданам, это отраслевой учет, уже год работающий в Аэронете. Это просто, бесплатно и доступно на сайте Ассоциации, там уже зарегистрировано больше четырех тысяч беспилотников».

Другое ограничение для регистрации — декабрьский приказ Минтранса РФ №457 от 2013 года: он просто исключает регистрацию беспилотников на территории России. Но отмечать дрон в реестре, по замечанию некоторых пилотов, даже не целесообразно: например, гоночные часто ломаются или разбиваются, поэтому для их рейсеров подошла бы регистрация «пилотов».

Авиамоделисты тоже считают новую процедуру лишней. «Авиамодели запускают на специализированных площадках. Мы летаем только в режиме визуального контроля. Кроме того, проведение наших соревнований согласовывается со спортивным комитетом города или Правительством Москвы. Поэтому просьба — освободить нас от излишнего регулирования, которое слишком сильно мешает развитию спорта», — рассказывает Игорь Трифонов.

Владельцам определенных авиамоделей норма регистрации и вовсе кажется странной, ведь их летательный аппарат — расходник. «В некоторых классах для участия в соревнованиях требуется не одна модель, а например, 10. Получается, что нужно регистрировать каждый расходный материал», — сетует Игорь Трифонов.

##Повиснуть в воздухе

Пока отсутствие регистрационного механизма автоматически избавляет хозяев беспилотников от получение разрешения на использование воздушного пространства. Правда, эксперты подсказывают, что после настройки системы, оно будет необходимо.

«Чтобы запустить дрон, нужно обратиться во ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», в Москве, в его московский филиал, и получить разрешение на использование воздушного пространства», — объяснил заместитель директора по международному сотрудничеству и протоколу, пресс-секретарь ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Николай Ивашов.

© Виктор Толочко / РИА Новости

Но из госкорпорации по организации воздушного движения нас отправили в московский зональный центр. Правда, ничего конкретно там тоже не объяснили.

«Именно в зональный центр нужно обращаться, если мы хотим запустить авиамодель или выполнить работу на беспилотнике, — рассказывает Глеб Бабинцев. — Обозначаем компанию, часы полета, аппарат, регион и цель вылета. Но при этом мы уже должны знать регистрационный номер а это пока невозможно, ведь регистрация или учет не ведутся».

##Дареному коню в зубы

На этом бумажная волокита не закончится. Федеральный закон № 291 обязывает получать сертификат летной годности (удостоверения о годности к полетам) для беспилотных авиационных систем. Порядок получения установлен в федеральных авиационных правилах — чаще всего это приказы Минтранса РФ о сертификации.

Но федеральный закон добавляет: беспилотники должны не только соответствовать требованиям к летной годности, но и к охране окружающей среды, а конструкция судна, авиационных двигателей и воздушных винтов должна быть признана в качестве типовой.

##Экипаж, командир или темный рыцарь

Статус того, кто управляет дроном или коптером тоже остается полностью не утвержденным. Так, в федеральных правилах использования воздушного пространства установлено, что беспилотник — это летательный аппарат без пилота (экипажа) на борту. А уже в Воздушном кодексе обозначено: «Экипаж беспилотного воздушного судна состоит из одного либо нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец беспилотного воздушного судна назначает командиром такого воздушного судна».

Пока закон не обязывает управляющего беспилотником получать свидетельство летчика или внешнего пилота, если судно весит 30 или менее килограммов. Курсы по полетам на дронах — просто бизнес, который в столице зарабатывает примерно 5-15 тысяч рублей за несколько часовых занятий.

© Юрий Мартьянов / "Коммерсантъ"

«Сегодня есть курсы, которые обучают пилотов дронов, но документ, выдаваемый по итогам такого обучения не является свидетельством внешнего пилота в понимании Воздушного кодекса. Сейчас программ обучения для пилотов дронов, утвержденных Росавиацией, нет, как и аккредитованных авиационных учебных центров», — объяснил Глеб Бабинцев.

Правда, сертифицированных операторов дронов в России готовят, но это — история о профессиональном обучении. «В данный момент в РФ существуют только центры подготовки и переучивания действующих летчиков на данное направление, в тоже время на западе наиболее квалифицированные пилоты получают эти навыки уже с юных лет», — рассказывает руководитель направления популяризации МАИ Кирилл Щукин.

##Горький опыт

Новые законодательные поправки и отсутствие механизмов для регулирования, уже всерьез напугали владельцев квадрокоптеров и авиамоделистов.

«С принятием новых норм, в России закрылись несколько площадок для занятий нашим спортом. В Химках, например, директор площадки для запуска кордовых моделей и городской комитет по физической культуре закрыли тренировочную зону. Печально, — объясняет Игорь Трифонов — В Москве осталось не больше десяти площадок, на которых занимаются люди разных возрастов, начиная с 10-летних детей».

Тренировочный комплекс для пилотов квадрокоптеров в столице предлагает создать МАИ.

Эскиз КоптерПаркМАИ

© Изображение: предоставлено МАИ

«Сегодня в Москве не существует полностью оборудованного комплекса, куда бы человек мог прийти сам или привести своего ребенка заниматься любимым делом и в полной безопасности, по специально разработанной методике. Таким местом должен стать КоптерПаркМАИ — тренировочный комплекс закрытого типа с полной инфраструктурой» — прокомментировал Кирилл Щукин.

Пока ни законодательных, ни организационных изменений не произошло, владельцы беспилотников продолжают блуждать по «лабиринту» без выхода.

«Проекты нормативных правовых актов, касающихся учета и регистрации беспилотных летательных аппаратов, находятся в высокой степени готовности», — ответила МОСЛЕНТЕ прес-служба Минтранса.

Значит, нужно снова набраться терпения и ждать. А пока помнить: пока все ясно только с запретными для полета зонами и зонами ограничения полетов до 4 июля. Они установленны министерством в связи с проведением в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и Казани Кубка конфедераций FIFA-2017. Но узаконенный порядок владения и регистрации, с которым считается вся страна, все еще позволяет хозяевам беспилотников чувствовать себя свободно.