Город

Как превратить реку в аттракцион

Где будут отдыхать москвичи через 20 лет и сколько это будет стоить сейчас

© архитектурное бюро «Меганом» / www.stroi.mos.ru

Ландшафтный парк «Зарядье», парк развлечений «Остров мечты» в Нагатинской пойме, парки в Братееве, элитные жилые комплексы на набережных, полуостров «ЗИЛ» — такой столичные чиновники представили Москву представителям иностранных СМИ. Журналисты в восторге. Эксперты же опасаются, что Москва превратится в аттракцион.

Ландшафтный парк «Зарядье» напротив Кремля, парк развлечений «Остров мечты» в Нагатинской пойме, экологический и каскадный парки в Братеево, несколько элитных жилых комплексов на набережных, полуостров «ЗИЛ» и еще десятки проектов, которые московские власти намерены реализовать до 2035 года в акватории Москвы-реки. Такой столичные чиновники представили Москву иностранным журналистам. Те в восторге. Эксперты же опасаются, что Москва превратится в аттракцион.

О своих планах по развитию Москвы и «созданию благоприятных условий для проживания» столичное представительство проинформировало зарубежных журналистов на форуме It`s time for Moscow, который завершился в четверг.

«Москва — это огромный мегаполис, где проходят международные мероприятия. Здесь сосредоточены культурные и исторические центры, памятники архитектуры, — рассказал МОСЛЕНТЕ глава департамента внешнеэкономических и международных связей московского правительства Сергей Черемин. — Столица славится медицинскими учреждениями и специалистами высокой квалификации. Москва очень интересный город с точки зрения гастрономического туризма: вряд ли можно где-то найти такое количество ресторанов со столь разнообразной кухней. Все это привлекает большое количество туристов. И думаю, что проекты, которые мы планируем реализовать в будущем, лишь усилят интерес».

У иностранных экспертов возникают вопросы, почему такой проект не возник 20, 30 и даже 40 лет назад, ведь очевидно, что Москва-река — «это смысловая ось нашей столицы»

А планы у мэрии поистине масштабные и расписаны на десятки лет вперед. Пожалуй, один из крупнейших проектов — развитие территорий, прилегающих к акватории Москвы-реки. К 2035 году планируется застроить более 10 тысяч гектаров, предоставить почти миллион новых рабочих мест, возвести 12 транспортных и еще столько же пешеходных мостов, организовать одну паромную переправу и создать 40 общественных центров. «Территория огромная — протяженность Москвы-реки в пределах МКАД составляет более 80 километров, — сообщил МОСЛЕНТЕ главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Это будет огромный проект, при разработке которого мы активно использовали международный опыт, в частности, недавно были в Гонконге».

ЖК «Ривер Парк», Нагатинский Затон

© Изображение: www.stroi.mos.ru

«У нас нет географии, в наших конкурсах принимают участие все компании мира, — подтвердил Сергей Черемин. — Мы используем опыт развития всех мегаполисов мира — и азиатский, и американский, и европейский. Ошибки тоже учитываем».

По словам главного архитектора, у иностранных экспертов возникают вопросы, почему такой проект не возник 20, 30 и даже 40 лет назад, ведь очевидно, что Москва-река — «это смысловая ось нашей столицы».

Все опять обернется превращением Москвы-реки в центре в аттракцион, а на окраинах — в дорогое вылизанное пространство для прогулок богатых людей

Виктор Вахштайн
декан Московской школы социальных и экономических наук

Как сообщили МОСЛЕНТЕ в Москомархитектуре, первые объекты амбициозного проекта должны быть сданы уже через два-три года. В частности, уже к концу 2017 года должен быть создан парк «Зарядье», строящийся на месте гостиницы «России». Это парк, в котором будут сочетаться урбанистический и природный ландшафты, четыре климатические зоны с искусственным микроклиматом, растения со всего мира и современная филармония. До 2018 года будет проведена реконструкция стадиона «Лужники», реновация промзоны «ЗИЛ» (завод превратится в полуостров «ЗИЛ», который должен стать вторым деловым центром а-ля «Москва-сити», с жилыми микрорайонами, офисами, парками, спортивным кластером и производством автомобилей) и территории Тушинского аэродрома. К 2020 году должны появиться первые пешеходные мосты (в Мневниках и в районе памятника Петру I), парк развлечений «Остров мечты» в Нагатинской пойме и квартал «Ривер-парк» на улице Речников.

Набережные могут превратиться в места для прогулки богатых людей

© Изображение: Diller Scofidio + Renfro, Hargreaves Associates, Citymakers

Кстати, как отмечают московские власти, на прилегающих к Москве-реке территориях проживает лишь 260 тысяч человек. Это всего два процента от общего числа жителей столицы. Видимо, чтобы уплотнить жителей набережных, в рамках условного проекта «Москва-река» будет построено несколько жилых кварталов.

«Что-то мне подсказывает, что в силу некой косности механизмов, которые существуют у нас в реализации проектов, все опять обернется превращением Москвы-реки в центре в аттракцион, а на окраинах — в дорогое вылизанное пространство для прогулок богатых людей, — высказал опасение в разговоре с МОСЛЕНТОЙ профессор, декан Московской школы социальных и экономических наук (МВШСЭН) Виктор Вахштайн. — А Москва-река не аттракцион. Она может им быть в одном из своих сечений и изгибов, но не должна быть аттракционом как таковая».

Чтобы этого избежать, по мнению эксперта, не нужно относиться к проекту по-мегаломански или, как называл такой подход любимый архитектор Гитлера Шпеер, — создавать единое пространство из неволи. Реку нужно дробить на фрагменты и кластеры и в каждом из них реализовывать конкретную идею.

Парк развлечений «Остров мечты» в Нагатинской пойме

© Изображение: www.stroi.mos.ru

«Но необходимость в этом проекте у меня не вызывает сомнений, поскольку река, которая проходит и делает город городом, с этим городом никак не связана, поскольку столица за последние годы сильно изменилась, а река — нет», — отметил Вахштайн, добавив, что река — это ресурс, и города, которые пользуются таким ресурсом, развиваются более успешно. Правда, пока не очень понятно, какую цену придется заплатить за успех: поскольку проект многоэтапный и будет реализовываться два десятилетия, довольно сложно оценить его общую стоимость. Однако по оценкам некоторых девелоперов, готовящихся благоустраивать набережные в своих проектах, стоимость одного километра может составить около двух миллиардов рублей.

Елена Родионова