Город

Спасет ли Москву тяжелая артиллерия

Дальнобойщики грозят заблокировать город из-за нового дорожного налога

© Евгений Курсков / ТАСС

Грузоперевозчики готовят в Москве 30 ноября акцию протеста. Водители требуют отменить систему сбора денег с большегрузного транспорта «Платон». МОСЛЕНТА узнала, как они будут протестовать и стоит ли ожидать в связи с нововведением повышения цен на еду.

Дальнобойщики готовят в Москве 30 ноября акцию протеста. Водители требуют отменить систему сбора денег с большегрузного транспорта «Платон». МОСЛЕНТА узнала, как они будут протестовать и стоит ли ожидать в связи с нововведением повышения цен на продукты питания.

Шоферы проводят акции протеста уже 2 недели. В Санкт-Петербурге несколько сотен водителей большегрузного транспорта приехали к Смольному, 29 ноября в городе был задержан координатор протеста дальнобойщиков Александр Расторгуев. В Тюмени они объявили бессрочную забастовку. В нескольких регионах дальнобойщики блокировали движение по федеральным трассам. И на всех их встречах звучат призывы и обещания идти походом на Москву.

Недовольство профессиональных водителей вызвало введение в середине ноября нового дорожного налога на проезд большегрузного транспорта тяжелее 12 тонн. Тариф за проезд грузовиков составляет 1,53 рубля за километр, с 1 марта он увеличится до 3,06 рубля. Собранные средства направляются в Федеральный дорожный фонд. По состоянию на 26 ноября в фонд поступило более 470 миллионов рублей.

За невнесение платы водителям и их работодателям полагаются штрафы, хотя пока их еще не выписывают. Первоначально сообщалось, что размер штрафа составит для юридических лиц 450 тысяч рублей за первое нарушение и миллион рублей — за последующие. После нескольких протестных акций концепция, однако, изменилась. «На совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича было принято решение, что размер штрафа [для юрлиц] за первое нарушение будет составлять пять тысяч рублей, за повторное нарушение — 10 тысяч рублей», — сообщил замглавы Росавтодора Дмитрий Прончатов.

Водителям не нравится также специальная система сбора нового налога «Платон». Многие так и не смогли настроить сложную систему согласования маршрута, у других она работает со сбоями.

Грузоперевозки сократились на 25-30 процентов. Цены на продукты питания за первые 10 дней работы «Платона» выросли уже на 10-12 процентов

Валерий Войтко
руководитель Межрегионального профсоюза работников автомобильного транспорта

Тариф за проезд грузовиков составляет 1,53 рубля за километр, с 1 марта он увеличится до 3,06 рубля

© Евгений Курсков / ТАСС

На своих акциях в регионах дальнобойщики обещают приехать 30 ноября в Москву. Первыми эту идею высказали водители из Дагестана. «Всем дальнобойщикам быть в курсе! Сидите на рации, встречайте и помогайте ребятам, это официальная дата, мы связались с дагестанцами. Всем быть начеку и готовыми присоединяться к колонне», — сообщается в крупнейшем тематическом сообществе. По разным сообщениям, из Дагестана в Москву выдвинулось несколько сотен грузовиков. Известно, что около 200 машин выехало из дагестанского селения Манас, еще 50 водителей стартовали в столицу из города Хасавюрт. В субботу, 28 ноября, колонну дагестанских дальнобойщиков задержали на посту ДПС в Калмыкии. Инициативу поддержали недовольные из других регионов. В соцсетях о своем участии заявили водители Санкт-Петербурга, Курска, Карелии, Ярославля, Вологды, Рязани, Смоленска, Самары, Элисты, Астрахани.

При этом никакого внятного плана у дальнобойщиков, похоже, нет. «Все начнут съезжаться, а там видно будет. Мы не экстремисты, Кремль брать не станем. У нас будет мирная акция. Но пробки создать на МКАДе можем такие, что встанут все въезды и выезды из города. Например, можем просто ехать со скоростью 10 километров в час. Нас будет несколько тысяч, этого для блокировки всего движения точно хватит», — объяснил МОСЛЕНТЕ дальнобойщик из Ярославля Артем Чежин.

Ему вторит коллега из Новгорода Валерий: «Я уже неделю не могу выехать в Московскую область. У нас эта система постоянно сбоит. Практически невозможно зарегистрироваться, чтобы оформить маршрутную карту. По телефону никто не отвечает, сайт «Платона» постоянно виснет». Сама маршрутная карта тоже вызывает вопросы. Там, к примеру, указан точный маршрут, по которому грузовик должен следовать, в пути маршрут менять нельзя. Кроме этого, при прописывании маршрута строго обозначаются и сроки поездки, которые выполнить получается далеко не всегда. «Например, по МКАДу грузовики могут ездить только ночью, но этот момент система не учитывает», — жалуется Валерий.

Я предупреждаю, что растащить колонну из, например, 70 грузовиков просто невозможно! Такой техники не существует. Колонну можно только расстрелять из тяжелой артиллерии

Александр Котов
глава Межрегионального союза водителей профессионалов

В нескольких регионах дальнобойщики блокировали движение по федеральным трассам

© Донат Сорокин / ТАСС

Генеральный директор онлайн-сервиса перевозок «Везет всем» Антон Коновалов говорит, что с введением нового сбора активность перевозок снизилась: «Мы анализируем свои показатели еженедельно. Уже можно сказать, что снижение за последние две недели составило примерно десятую часть». Данные руководителя Межрегионального профсоюза работников автомобильного транспорта Валерия Войтко впечатляют еще больше: «В регионах грузоперевозки сократились на 25-30 процентов. Цены на продукты питания за первые 10 дней работы «Платона» выросли уже на 10-12 процентов».

Дальнобойщики обещают приехать в Москву 30 ноября

© Дмитрий Рогулин / ТАСС

Главный редактор журнала «Братишка дальнобойщик» Кирилл Карташков отмечает, что централизованного руководства у дальнобойщиков нет. Люди просто договариваются между собой лично, общаются в соцсетях. «Я вообще не вижу смысла в Москву ехать. Акция в любом случае незаконна, ни с кем не согласована. Я думаю, что гаишники просто не дадут проехать к Москве большому количеству автомобилей. Это ведь реально создаст коллапс в столице», — считает Карташков.

Эмоциональнее других глава Межрегионального союза водителей профессионалов Александр Котов. По его словам, основной митинг состоится в Ростове-на-Дону 29 ноября. В Москву поедут особенно горячие головы. «Я все силы приложил, чтобы всех уговорить ехать в Ростов, но у людей просто накипело! Мне известно, что в столицу собираются водители из Санкт-Петербурга, Новгорода, Твери, Вологды, Волгограда, Дагестана. Если кто-то надеется, что этих людей на подъездах к столице остановят гаишники, то зря! Остановка на трассе колонны из нескольких десятков грузовиков автоматически будет означать громадную пробку. Что в Москве эти люди будут делать? Мне понять сложно. Кремль блокировать? Ну, это просто бессмысленно. МКАД блокировать? Пострадают такие же обычные автомобилисты. Я предупреждаю, что растащить колонну из, например, 70 грузовиков просто невозможно! Такой техники не существует. Колонну можно только расстрелять из тяжелой артиллерии, а потом собрать металлолом. Доверия правительству у нас давно нет. Надежда одна — президент. Но и он молчит…», — говорит Котов.

На митинге 29 ноября в Ростове-на-Дону дальнобойщики решили общую акцию в Москве провести 3 декабря. Водители, которые уже приехали в столичный регион, до этого времени устроятся на стоянках в Подмосковье, где дальнобойщики обычно отдыхают. Если до 3 декабря «Платон» не отменят, то шоферы грозятся перекрыть МКАД.

Водители проводят акции протеста уже 10 дней

© Петр Кассин / Коммерсантъ

Специалисты по организации дорожного движения подчеркивают, что перекрыть московские трассы можно достаточно просто. «Надо всего несколько грузовиков. Один шофер может, например, неожиданно заблокировать на МКАДе задние тормоза — его развернет на все пять рядов. Еще два-три грузовика с разных сторон его подопрут, и поток автомобилей сделать ничего не сможет, первый грузовик тоже не развернется. Так движение будет заблокировано на несколько часов», — поясняет заместитель председателя Московского городского союза автомобилистов Максим Воротилкин. По его данным, у радиальных выездов с МКАД должны стоять специальные эвакуаторы для грузовиков. Гаишники на подъездах к Москве получили необходимые инструкции, работают в усиленном режиме.