Город

Что делать с Божьей волей

На что надеяться тем, кому надоели погромы в музеях и театрах
Искусствовед Алексей Ковалев вспоминает историю арт-погромов в современной России и предупреждает об особой опасности хорошо образованного современного художника Дмитрия Энтео.

С некоторых пор любая группа, называющаяся «верующими» или «православными активистами», имеет практически законное право устраивать любые бесчинства на выставке или театральной постановке, если там происходит нечто, что представляется им «кощунством». И ничего им за это не будет; более того, руководство музея, куратор выставки или театральный режиссер сами рискуют оказаться под судом. Началось все в 2003-м году, когда «группа верующих» устроила погром на выставке «Осторожно, религия!» в Сахаровском центре. Но заведенное уголовное дело было вскоре закрыто, а в 2005-м году директору Сахаровского центра Юрию Самодурову и его заместительнице Людмиле Василовской присудили выплатить крупные штрафы.

Уголовное право у нас, конечно, не прецедентное, но для этой статьи сделано удивительное исключение, и с той поры «группы верующих» совершенно свободно, часто при попустительстве органов правопорядка, громят выставки в частных галереях. А директора государственных музеев безропотно снимают из своих экспозиций работы, на которые им указали такого рода группы. (Подробная история вопроса собрана на сайте «Запрещенное искусство»). При этом обвинения в кощунстве звучат в ультимативном тоне, без каких-либо развернутых пояснений, никакого подтверждения о какой-либо легитимности этих маргинальных группировок не требуется, но представители церкви неизменно признают правомерность действий вандалов.

Однако, в данном случае, после погрома в Манеже в эту пятницу, возникают новые обстоятельства дела. Раньше «группы верующих» совершали свои агрессивные действия против «слабых», в основном частных галерей. Погромов в государственных музеях пока что не было. Музейно-выставочное объединение Манеж — заведение муниципальное, поврежденные работы принадлежат его филиалу, Музею Сидура, то есть являются общенародной собственностью.

Сам художник, тяжело раненый на фронте, подвергавшийся гонениям со стороны государства, для многих облечен ореолом личной святости

Но и это не самое главное в данном деле. Вадим Сидур — типичный советский шестидесятник. В условиях тотальной информационной блокады эти героические люди выстраивали свои собственные мировоззренческие системы из случайно сохранившихся под идеологическим прессом фрагментов. В собранных заметках Сидура, изданных под названием «Памятник современному состоянию» (М.: Вагриус, 2002), мы можем обнаружить в размышлениях художника, мыслителя и поэта очень сильное воздействие христианства, по понятным (отсутствие религиозного воспитания) причинам воспринятого в крайне неортодоксальной форме. Так или иначе, мы имеем дело не только с тем, что можно было бы высокомерно определить как «духовные поиски советской интеллигенции», но с проработанной и прочувствованной индивидуальной системой мировоззрения, хотя и очень эклектичной. И отразившейся в самих экспрессивных произведениях этого замечательного художника.

Главного погромщика, гражданина Цорионова, почему-то многие считают невменяемым, что совсем не так. Он всегда к своим выступлениям тщательно готовится; полный безумец не в состоянии поднять одним движением такую волну в информационном пространстве. Но на этот раз он не учел одного. Для очень многих людей именно Вадим Сидур является воплощением тех катакомбных поисков высшей духовности, которые до сих пор являются для них в качестве высшей, почти сакральной, ценности в этом мире. А сам художник, тяжело раненый на фронте, подвергавшийся гонениям со стороны государства, для многих облечен ореолом личной святости.

У Энтео есть очень убедительная теория о том, что все искусство после Возрождения заражено ядом сатанизма-демонизма

Хорошо бы, если дело дойдет до суда над Энтео, чтобы его обязали слушать лекции по истории современного русского искусства, это многим было бы полезно. Хотя, возможно, это и не очень нужно — кажется, Дмитрий уже достаточно подкован теоретически. Если раньше мы в качестве представителей агрессивно настроенных «групп верующих» наблюдали людей немногословных и способных только повторять слова простейших речевок, то Энтео-Цорионов и его сподвижники не таковы. Новый православный акционист происходит из интеллигентной семьи, получил очень неплохое образование, весьма речист и начитан. Готов утверждать, что его действия во многом восходят к тактике и стратегии известного перформансиста девяностых Александра Бренера. Он настоящий искусствовед-любитель: у Энтео есть очень убедительная теория о том, что все искусство после Возрождения заражено ядом сатанизма-демонизма. Только пока еще он не объявил, что все это нужно сжечь и разбить.

А уж его теологические воззрения, кажется, содержат в себе осколки чуть ли не всех христианских ересей. По крайней мере, манихейство точно наблюдается. Да и название общественной организации, «Божья воля», от имени которой выступает Дмитрий Цорионов, звучит, мягко говоря, не смиренно. И, наконец, самое интересное: мыслитель по имени Энтео прочел год назад публичную лекцию, само название должно смутить даже самых стойких государственников: «Станет ли Путин богом по благодати». Он заявил буквально следующее: «Спасая стерхов и опускаясь в глубины морские за амфорами, Бог входит во Владимира Путина и остается в нем в благодати, пока президент думает и молится о нас».

То ли это изощренная шутка, то ли тут и правда уместны сравнения с ИГИЛ (которое набирает сторонников и боевиков не только в удаленных аулах и кишлаках, но и в лучших университетах Америки, Европы и даже России), но отечественной публике остается только надеяться на справедливое наказание, которое все-таки назначит погромщику справедливый суд. Может быть, назначить ему принудительные работы в запасниках Третьяковской галереи? Говорят же, что искусство облагораживает...