Театр по СМС и античный балет
В Москву приедут не все спектакли, выдвинутые на «Золотую маску», — некоторые из них жюри полетит смотреть в Петербург и Пермь. Но все же конкурсная программа фестиваля и в этом году весьма велика, и к ней добавляются программы внеконкурсные. Сейчас «Золотая маска» открывает продажи билетов на спектакли гастролеров (московские театры традиционно продают билеты на свои спектакли, участвующие в конкурсе, по собственному графику). МОСЛЕНТА выбрала те провинциальные постановки, что будут соревноваться со спектаклями Большого, Ленкома и других столичных театров.
###Город-герой
При входе в зал просят не отключать мобильники. Более того — уговаривают сообщить свой номер мобильного телефона. Зрители рассаживаются в темном зале, и выясняется, что никаких артистов нет и не будет. Зрителям просто приходят SMS, и они их по очереди читают. Вот только эти сообщения — из блокадного Ленинграда. От самых первых дней, когда казалось, что вроде все еще ничего, до дней самых жутких. Это документальные, дневниковые записи, и ты точно знаешь, что был на свете человек, сообщавший новости листку бумаги. Ни один самый психологический театр не встряхивает так, не швыряет так публику в «предлагаемые обстоятельства», как этот небольшой спектакль. Питерцы говорят, многие зрители потом сохраняют на телефоне эти пришедшие им SMS.
Внеконкурсная программа «Маска плюс»
Александринский театр (Санкт-Петербург) в Центре имени Мейерхольда
3 марта — 18:00, 20:00
###Детский week-end
Это не один спектакль, а целых десять — за два с половиной дня (с вечера пятницы до воскресенья) на нескольких сценах Москвы можно увидеть театры из Саратова, Ижевска, Рязани и многих других городов. Все это офф-программа по одной простой причине: у «Золотой маски» нет «детских» номинаций, а отправлять «взрослое» жюри на спектакль, аудитория которого определена «от 0 до 3 лет», как-то неудобно. Поэтому эти театры ни с кем не соревнуются, а просто рассказывают детям истории: и печальные (как «Король Матиуш» новосибирского театра «Глобус»), и трогательно-смешные (как «Волшебник страны Оз» петербургского Небольшого драматического театра), и совсем простодушные (вроде рязанского «Колобка»), но оттого не менее искусно сделанные.
Центр имени Мейерхольда, Культурный центр ЗИЛ, театр Et Cetera
11–13 марта
###Сатьяграха
Опера Филипа Гласса, одного из монстров американского минимализма, широкой публике знакомого по саундтрекам к фильмам «Шоу Трумена», «Иллюзионист», и, между прочим, «Левиафан», на эту самую широкую публику вроде бы не рассчитана. Уже то, что все поют на санскрите, ввергает некоторую часть зрителей в оторопь, хотя, конечно, транслируются русские субтитры. Но бояться не стоит — трудно найти такой же ясный, прозрачный и понятный спектакль, как это повествование о жизни Махатмы Ганди и о том, как он создал свою идеологию «твердости в истине» («сатьяграха»). От истории в ЮАР, где Ганди отказывается регистрироваться как «цветной», до мощного антиколониального движения в Индии и далее — к последователям идеи невооруженного сопротивления, к Мартину Лютеру Кингу. На сцене появляются индийские боги и Лев Толстой (в его честь Ганди называл свою ферму), а уральские певцы безошибочно воспроизводят Гласса. Спектакль — один из главных претендентов на оперные «Золотые маски».
5 номинаций
Екатеринбургский театр оперы и балета на Новой сцене Большого театра
15 марта, 19:00
###Тщетная предосторожность
La Fille mal gardee — балет, который в позапрошлом веке в России переводили как «Худо сбереженная дочь», а затем привычным названием стало «Тщетная предосторожность» — считается самым древним сохранившимся балетом в истории: его впервые станцевали в Бордо за две недели до Великой французской революции. Понятно, что он очень менялся со временем, но официальный титул именно таков. «Консерватория» Бурнонвиля появилась в Дании несколько позже, но тоже относится к древним сокровищам. Сергей Вихарев, балетмейстер-реставратор, соединил эти два спектакля, и из копенгагенского балетного класса артисты попадают прямо во французскую деревеньку, где непослушная девчонка морочит голову матушке, чтобы выйти замуж за того, кто любим, а не за того, кто богат. Получилась блестящая фантазия на классические темы, «одетая» неожиданно в цвета Ван Гога.
6 номинаций
Екатеринбургский театр оперы и балета на Новой сцене Большого театра
17 марта, 19:00
###Кабаре Брехт
Это не вариации на тему какой-либо одной пьесы Бертольта Брехта и не то чтобы документальная биография великого немецкого поэта. Юрий Бутусов поставил спектакль о том, каково это вообще — жить в военно-государственную эпоху и категорически с этой эпохой не соглашаться. Любовные увлечения и сочинительство, грохочущий барабан войны и сердце человека, в буквальном смысле превращающееся в камень, и — что значит быть актером в такое время? Метафоры Бутусова могут быть совершенно вызывающими, и этот вызов он бросает залу осознанно, как это делал и сам Брехт. И, конечно, надо быть готовым, когда актер вдруг отбросит всякую игру и заговорит со сцены о том, что его волнует в данный момент.
3 номинации
Театр имени Ленсовета (Санкт-Петербург) на сцене Театра имени Пушкина
30, 31 марта, 19:00
###Земля
В 1930 году Александр Довженко снял фильм «Земля». Речь там шла о смертельном противостоянии комсомольцев и кулаков в отдельно взятом селе. Режиссер Максим Диденко, в Москве поставивший «Хармс.Мыр» в Гоголь-центре, «Конармию» у брусникинцев и «Идиота» в Театре наций, убирает все исторические подробности сюжета. На сцене — баскетбольный матч, «красные» и «синие» перекидывают мячик. Кстати, не садитесь в первый ряд — могут ненароком попасть в зрительный зал. Соперничество — это всего лишь игра, но уже через десять минут понимаешь, что в этой игре убивают, умирают, молча кричат над покойниками и при этом живут с такой интенсивностью, что бывает только на войне. Со сцены шарашит дикая, правдивая, захватывающая и страшная энергия, «большой взрыв» театра, разлетающиеся галактики. Землянаша — да-да, пишется слитно. И вслух читается статья Ленина «О национальной гордости великороссов».
1 номинация («эксперимент»)
Александринский театр на сцене Центра имени Мейерхольда
5, 6 апреля, 19:00
###Потерянный рай
Бельгийский хореограф Карин Понтьес, уже работавшая с костромичами (четыре года назад она поставила для них «Мирлифлор», и с этим спектаклем они тогда победили на «Золотой маске») теперь отправила артистов в детство. Вся четверка получила манеры пятилеток, при этом понятно, что и пятилетки все разные. Эгоизм и открытость, наивность и хитрость — время «потерянного рая», когда все еще можно исправить и все обиды легко простить. Виртуозна работа артистов. «Диалог данс» — одна из немногих компаний современного танца в стране, где выдерживается европейский класс танцевальной подготовки. И каким бы простым ни было движение, ни одному зрителю не придет в голову мысль «я тоже так могу».
1 номинация («современный танец»)
«Диалог данс» (Кострома) на Малой сцене Театра наций
9 апреля, 19:00
###Элементарные частицы
Пьеса Вячеслава Дурненкова основана на рассказах старожилов новосибирского Академгородка — воплощенной утопии шестидесятников, места, будто пришедшего из романов братьев Стругацких. Там люди действительно пользовались невиданной свободой — в институт могли зачислить юного гения даже без школьного аттестата, никто не привязывался к ученым с графиком «с девяти до шести» и на экране можно было увидеть иноземные фильмы, недоступные другим жителям страны. Все для ученых, лишь бы работали на оборону родной страны. Спектакль Семена Александровского — исследование этой утопии: долго ли может существовать «государство в государстве»? От чего погибнет? Бывают ли альтернативы? Никаких причитаний, сделана простая штука — изменены времена глаголов в воспоминаниях. С прошлого — на будущее время.
3 номинации
Театр «Старый дом», Новосибирск на сцене Студии театрального искусства
13 апреля, 19:00