Город

«С транспортной точки зрения бесполезно, но психологически может помочь»

Как будут устроены зоны отдыха в московском метро

Проект зоны отдыха на станции «Нижние Мневники»

© Иллюстрация: Архитектурное бюро Тимура Башкаева

В московском метро появятся зоны отдыха для пассажиров. Первую собираются открыть на станции «Нижние Мневники» Третьего пересадочного контура, запуск которой запланирован на 2018 год.

В зоне отдыха установят лавочки и зарядки для гаджетов. Кроме того, пассажиры получат бесплатный доступ в интернет. МОСЛЕНТА разбиралась, как москвичи будут отдыхать в метро.

«На самом деле, пока мы планируем ограничиться только одной станцией — «Нижними Мневниками». Там это позволяют сделать особенности конструкции, а именно — эскалатор внутри пространства станции, фактически посередине платформы», — рассказал МОСЛЕНТЕ архитектор Тимур Башкаев, руководитель архитектурного бюро, победившего в конкурсе на разработку дизайна и строительство новой станции метро.

По словам Башкаева, зона отдыха разместится не на платформе, а в вестибюле, за турникетами. «Люди смогут там кого-то подождать, кого-то встретить, почитать или же поговорить по телефону. Ведь в метро встречаются очень много людей, особенно вечером, и это вызывает у них потребность в каком-то краткосрочном досуге. У них появится зона нормального ожидания и встреч», — пояснил архитектор.

Зона отдыха будет находиться в наземном вестибюле станции

© Иллюстрация: Архитектурное бюро Тимура Башкаева

Руководитель бюро рассказал, что в планах также обустройство зоны отдыха для пассажиров на будущих городских транспортно-пересадочных узлах (ТПУ). Сейчас в Москве работает четыре ТПУ: рядом со станциями метро «Выхино», «Щелковская», «Калужская» и «Планерная». До 2020 года должно появиться еще 273.

Башкаев рассчитывает реализовать свою задумку, в первую очередь, на ТПУ «Рязанское» (в районе Лефортово) и «Ховрино» (на улице Дыбенко). Он надеется, что такие пространства станут популярными среди москвичей, пересаживающихся с одного вида транспорта на другой — они тратят на это гораздо больше времени, чем пассажиры метро.

Научный сотрудник Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Егор Мулеев в разговоре с корреспондентом МОСЛЕНТЫ сообщил, что не видит смысла в создании зон отдыха, по крайней мере, с транспортной точки зрения. Однако он отметил, что такие пространства могут помочь пассажирам справиться с психологическими нагрузками, возникающими во время поездки.

«Лично я считаю, что это ничего не изменит. Да и примеров за рубежом тоже не припомню. Другое дело, что еще в советском градостроительстве было такое понятие, как «транспортная усталость». Это больше относится к области психологии. Если пассажир едет без перерыва больше 45 минут, он устает, и это сказывается на производительности труда. С этой точки зрения задумка властей может принести плоды», — отметил эксперт.

По его словам, те задачи, которые стоят перед зонами отдыха, уже сейчас успешно выполняют лавочки в вестибюлях станций метро. «Но если у города есть лишние деньги — почему бы и не организовать такие пространства», — заключил Мулеев.

«Нижние Мневники» — типовая станция мелкого заложения. Она станет частью так называемого Третьего пересадочного контура и расположится между строящимися станциями «Терехово» и «Улица Народного ополчения». 1 февраля столичные власти подвели итоги открытого национального конкурса на ее оформление.

Расположение эскалаторов на станции «Нижние Мневники» необычно для московского метро

© Иллюстрация: Архитектурное бюро Тимура Башкаева

Основной особенностью станции станет необычное расположение эскалаторов. Согласно проекту, они будут выходить на середину платформы. При строительстве не планируют использовать традиционные для московского метро мрамор и гранит. Их заменит бетон, что позволит сэкономить много денег. «Нижние Мневники» должны открыться в 2018 году.

Руководство московского метро не первый раз старается сделать его более комфортным. На платформе, открытой в сентябре прошлого года станции «Котельники», был установлен стенд с розетками и зарядками для гаджетов. Спустя три месяца стенд увезли на «доработку».

В октябре заместитель начальника метрополитена по стратегическому развитию и инвестициям Роман Латыпов заявил, что такие же стенды в обозримом будущем могут появиться на всех станциях столичного метро.