Город

За что москвичи полюбили общественный транспорт

Чистота салонов, удобство проезда и хорошая скорость — главные достоинства автобусов и трамваев

© Евгений Самарин / РИА Новости

Льготники-безбилетники и парад автобусов, Wi-Fi и информационные табло, водители-москвичи и тотальный медицинский скрининг — глава ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов подвел итоги работы наземного транспорта в этом году и рассказал о планах на 2016-й.

Льготники-безбилетники и парад автобусов, Wi-Fi и информационные табло, водители-москвичи и тотальный медицинский скрининг — глава ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов подвел итоги работы наземного транспорта в этом году и рассказал о планах на 2016-й.

В 2015 году автобусы, троллейбусы и трамваи перевезли 1 миллиард 600 миллионов пассажиров. В абсолютных показателях цифры немного снизились по сравнению с 2014 годом. Это связано с тем, что по требованию Московской области Мосгортрансу пришлось отказаться от маршрутов из Красногорска в столицу.

На 450 московских остановках установлен Wi-Fi

Показатели социологических опросов внушают транспортникам оптимизм. В целом работой Мосгортранса удовлетворены 76 процентов пассажиров, конкретно чистотой салонов — 82 процента, удобством проезда — 73 процента, скоростью — 65 процентов и, наконец, интервалами движения — 50 процентов.

«Это не пиковые значения, а данные последней волны соцопросов. Они немножко ниже, чем летняя волна, потому что осенью и погода похуже, и настроение у людей тоже похуже, и машин побольше, и транспортных заторов», — сказал Михайлов.

Он подчеркнул, что опросы заказывает не Мосгортранс, транспортники просто получают готовые цифры. По словам Михайлова, данные говорят о том, что люди любят общественный транспорт и довольны его работой.

Со временем ожидания, конечно, не все так радужно, но в предыдущие годы недовольных было гораздо больше. «Мы считаем, что это ключевой показатель в восприятии Мосгортранса жителями Москвы», — сказал Михайлов.

Даже если водителю срочно нужно выходить на рейс, его все равно обязаны отпустить на обед

В Мосгортрансе думают не только о восприятии, но и о самом графике движения. В 2013 году расписание выполнялось только на 90 процентов, а в 2015 — на 93 процента. Количество длительных задержек с 2013 года уменьшилось в два раза.

Директор ГУП «Мосгортранс» полагает, что наземному транспорту еще есть к чему стремиться

© Юрий Машков / ТАСС

Кроме того, было введено 25 новых маршрутов, то есть 25 тысяч дополнительных рейсов. Это серьезное подспорье для граждан, спешащих на работу в час пик.

Выделенные полосы, платная парковка, улучшения в администрировании светофоров — все это сыграло позитивную роль в улучшении работы наземного транспорта. Но 90 процентов задержек, по-прежнему, связаны с ситуацией на улично-дорожной сети. Остальные 10 процентов в ГУПе берут на себя. Часто они бывают обусловлены чрезвычайно жестким трудовым законодательством: даже если водителю срочно нужно выходить на рейс, его все равно обязаны отпустить на обед.

В минувшем году случилось несколько неприятных ДТП с участием общественного транспорта. Все помнят, как заснувший водитель врезался в остановку. Но такое больше не повторится. «Во всех парках проводится тотальный медицинский скрининг здоровья водителей, контролируется медицинская норма каждого конкретного водителя», — сказал Михайлов.

Выяснилось, что 15 процентов водителей необходимо наблюдать отдельно. Для них, к примеру, абсолютно недопустим режим переработки.

Увеличилось число недопусков водителей на маршруты по состоянию здоровья. В то же время сами они стали более ответственно относиться к своему состоянию.

Предприятие специально будет стараться сэкономить средства, чтобы потратить их на инфраструктуру для маломобильных групп граждан

Также количество ДТП удалось снизить благодаря программе независимого общественного контроля за поведением водителей. Системой «ДТП-нет», позволяющей идентифицировать водителя-нарушителя и пожаловаться на него, оборудованы все московские автобусы. С 2004 года в столице не было года, когда аварий с пострадавшими было бы так мало.

В 2016 году Мосгортранс закупит 333 автобуса, 50 трамваев, 75 троллейбусов. С 2010 года парк обновился на 73 процента.

Московский транспорт — для всех, в том числе для лиц с ограниченными физическими возможностями. В 2015 году для последних было построено 37 посадочных платформ. Глава Мосгортранса заявил, что в следующем году предприятие специально будет стараться сэкономить средства, чтобы потратить их на инфраструктуру для маломобильных групп граждан.

Строятся и обычные автобусные остановки — в 2015 году появилось 1 176 павильонов. Появляются современные электронные табло, их в городе насчитывается уже 531. «В 2016 году мы продолжим установку табло, но уже не в массовом порядке, потому что основные остановки уже ими оборудованы. Кроме того, в 2016 году будет запущено специальное приложение Мосгортранса и департамента транспорта. Ближе к концу года мы разрешим забирать наши данные сторонним разработчикам и по согласованию с нами встраивать их в другие приложения», — рассказал Михайлов.

Все ключевые остановки уже оборудованы информационными табло

© Владимир Песня / РИА Новости

450 остановок в Москве оборудованы Wi-Fi. В Мосгортрансе это начинание считают очень успешным, еще бы —130 тысяч уникальных пользователей и 550 тысяч сессий за полгода. Теперь Wi-Fi оснастят и салоны. В феврале в первых автобусах появится интернет. «Совершенно точно за 2016 год все маршрутные транспортные средства будут оборудованы бесплатным Wi-Fi с достаточной емкостью, чтобы 15-20 человек как минимум могли одновременно использовать возможности своих мобильных гаджетов», — рассказал руководитель Мосгортранса.

Еще два-три года назад количество водителей-иностранцев составляло более 25 процентов, по состоянию на конец 2015 года это 12,5 процента, меньше двух тысяч человек

Евгений Михайлов
глава ГУП «Мосгортранс»

Укрупнение затронуло не только школы и поликлиники, но и московский наземный транспорт. Количество филиалов Мосгортранса сократилось с 48 до 28, все трамвайные депо объединили в одно управление. С 2013 года удалось сократить больше шести тысяч человек нелинейного персонала, занятого обслуживанием транспортных средств и административной работой. Четыре тысячи сократили только за 2015 год.

А вот водителей продолжают нанимать. Здесь по-прежнему дефицит около 2,5 тысяч человек. Но есть и позитивные перемены. «Еще два-три года назад количество водителей-иностранцев составляло более 25 процентов, по состоянию на конец 2015 года это 12,5 процента, меньше двух тысяч человек», — сказал Михайлов.

В Мосгортрансе гордятся тем, что водителями устраиваются работать все больше жителей Москвы и Московской области. Таких уже 7 438 человек.

Наземный общественный транспорт — это не только полезный элемент городской инфраструктуры. Иногда транспорт — это просто красиво. В 2015 году 300 тысяч москвичей посетили парады трамваев, автобусов и троллейбусов.

«Праздники показывают огромный уровень любви и уважения москвичей к общественному транспорту, к его истории. Эти праздники из отраслевых стали городскими», — сказал Михайлов.

Популярность парадов автобусов, троллейбусов и трамваев говорит о любви и уважении, которое москвичи испытывают к наземному транспорту

© Илья Питалев / РИА Новости

По его словам, в этом году праздник трамвая проведут 16 апреля, праздник автобуса — 13 августа, а праздник троллейбуса — 1 октября.

Людей с ограниченными возможностями и родителей с колясками расстраивает, что пройти в автобус или троллейбус можно только через переднюю дверь. Им удобнее было бы валидировать билет в середине салона. МОСЛЕНТА поинтересовалась, не планирует ли ГУП перейти к выборочной системе контроля.

Мы понимаем, что только за счет значительного количества контролеров там удается поддерживать уровень оплаты, потому что платить перестают все, даже те, кто является получателем льгот, — они просто не валидируют билет

Евгений Михайлов
глава ГУП «Мосгортранс»

Михайлов напомнил, что в тестовом режиме такой принцип уже реализован на 17-м маршруте трамвая. Также без турникетов работают новые трамваи на северо-западе и автобусы дальних рейсов с туристической компонентой.

«Мы понимаем, что только за счет значительного количества контролеров там удается поддерживать уровень оплаты, потому что платить перестают все, даже те, кто является получателем льгот, — они просто не валидируют билет, а для нас это важно, потому что каждая валидация — это деньги: либо деньги от пассажира, либо деньги от города. Очень обидно, что проезд перестают оплачивать студенты и школьники, хотя уровень тарифов для них минимальный — 265 рублей на наземный транспорт, 350 — единый билет», — посетовал Михайлов.

Он сказал, что пока от турникетов в наземном транспорте Москва избавляться не планирует.

Выделенные полосы помогли сократить интервалы движения автобусов

© Григорий Сысоев / РИА Новости