Город

Где готовят музыкальную элиту российской армии

Репортаж МОСЛЕНТЫ из Московского военно-музыкального училища

© Дмитрий Лебедев / МОСЛЕНТА

Суворовцы Московского военно-музыкального училища ежегодно открывают Парады на Красной площади 9 мая, играли с «Би-2» и «Смысловыми Галлюцинациями» на рок-фестивале «Нашествие», а выпускники становятся музыкальной элитой российской армии. МОСЛЕНТА побывала в училище в посёлке Мосрентген, чтобы узнать, как связаны ученики со звёздами шоу «Голос», почему реже всего туда поступают гобоисты и что слушают будущие дирижёры в увольнении.

Суворовцы Московского военно-музыкального училища ежегодно открывают Парады на Красной площади 9 мая, играли с «Би-2» и «Смысловыми Галлюцинациями» на рок-фестивале «Нашествие», а выпускники становятся музыкальной элитой российской армии. МОСЛЕНТА побывала в училище в посёлке Мосрентген, чтобы узнать, как связаны ученики со звёздами шоу «Голос», почему реже всего туда поступают гобоисты и что слушают будущие дирижёры в увольнении.

Выступать с «Би-2», учиться у звёзд «Голоса»

«У меня товарищ поступал сюда, Галанов Никита. Мы учились в одной музыкальной школе. Я спросил, как здесь, и он сказал – поступай, не пожалеешь. И я не пожалел. Очень красивая форма, и государство всем обеспечивает», — рассказывает четверокурсник-саксофонист Александр Дёшин из Подмосковья. Скоро он закончит обучение и будет поступать в Военный институт Военных дирижёров. Этот вуз среди суворовцев считается наиболее престижным.

Студенты приходят туда они уже готовыми ко всему, имея за плечами четыре года серьёзнейшей музыкальной муштры и огромный концертный опыт. Так, суворовцы каждое 9 мая открывают Парад Победы на Красной площади, участвуют в Днях перехода Суворова через Альпы в Швейцарии, фестивале Спасская башня. В их послужном списке закрытие сочинской Олимпиады и совместные выступления с «Би-2», «Смысловыми Галлюцинациями», Дианой Арбениной на фестивале «Нашествие».

«Наши преподаватели из допобразования успешно принимают участие в федеральном проекте Первого канала „Голос“. В Прошлом сезоне Полина Конкина прошла до полуфинала в команде Градского. Сейчас она работает с ним. А теперь Николь Кнаус участвует, она выбрала Леонида Агутина выбрала. Они обе преподают эстрадный вокал у нас», — рассказывает замначальника училища по учебной работе Аркадий Саркисов.

Стране нужны гобои

По словам Саркисова, каждый год приходится отказывать половине абитуриентов, которые съезжаются сюда со всей России, от западных рубежей до Камчатки. «Бывает, конкурс достигает трёх человек на место. Но чаще всего – два человека на место», — рассказывает он.

Суворовцы, с которыми нам удалось пообщаться, подтверждают его слова – когда поступал их курс, взяли только 50 человек из 100. Чаще всего поступают трубачи и саксофонисты, немало абитуриентов из «народников», которых переучивают, например, на тубу или ударные инструменты. Но есть несколько инструментов, которых всегда не хватает.

© Дмитрий Лебедев / МОСЛЕНТА

«Гобой и фагот, так исторически сложилось, в дефиците. Ещё в царское время в консерваториях у обучающихся на гобое и фаготе не брали деньги за обучение. Считалось, что это вредные инструменты: много кислорода берёшь в себя, а для подачи нужно мало воздуха. Считалось, что воздух нерационально расходовался, а его подача через сжатые губы приводила к тому, что в черепной коробке повышалось давление», — объясняет замначальника училища.

При этом гобой — один из самых сложных оркестровых инструментов, «король оркестра», как тут говорят. И горе гобоисту, если он играет нестройно. «Есть много анекдотов про гобой. Например, „Хуже гобоя – только два гобоя“, или „Гобой, дайте ля! — Так дайте ноты“, — смеётся Саркисов.

Волынки и альпийский рог

Новые технологии в процесс обучения пока не вторгаются — здесь правит бал классика. Однако, отмечает замначальника, выпускник, в совершенстве овладевший классическим инструментом, может без труда перейти, к примеру, на электросаксофон. Впрочем, и без экспериментов не обходится.

«Волынки были в системе дополнительного образования, у нас был малый ансамбль волынщиков, и он успешно выступал. К сожалению, сейчас этот педагог уже не работает», — делится наш собеседник.

Пожалуй, самый экзотичный инструмент, который находится в стенах училища – это альпийский рог длиной около двух метров. Нам не продемонстрировали, как он звучит: рог хранится в музее, это подарок Швейцарской конфедерации.

За что можно остаться без джаза

Педагоги говорят, что прекрасно знают «рычаги», которыми можно воздействовать на неуспевающих и недисциплинированных учеников. Так, заслуженный работник культуры Валентина Волкова, преподающая хоровое пение, порой вынуждена лишать суворовцев любимых факультативов.

«У меня есть хороший ученик, Павел Дей, он сейчас на уроке сидит, я ему в качестве наказания сказала: „Павлик, я тебе даю один ноябрь на то, чтобы ты исправил гармонию, догнал и перегнал всю группу. Если ты этого не сделаешь, я пойду на конфронтацию и перекрою тебе кислород в области джазовой музыки“. Он фанат джаза, а у нас есть такой факультатив, он на него с удовольствием ходит. Смотрю – сразу на уроках глаза заблестели. А то сидел, спал», — говорит она.

У руководства училища подход куда более простой, действенный и проверенный временем. «Суворовцы, которые имеют задолженности по успеваемости, естественно, лишаются очередного городского увольнения. На выходных для них организовываются дополнительные занятия с преподавателями или воспитателями, где они устраняют свои пробелы в знаниях или огрехи в дисциплине», — отмечает Саркисов. Однако, уверяет он, за последние годы от проблем с дисциплиной практически избавились.

Классика и немного рэпа

Нам рассказывают, что иногда оркестрам разрешают похулиганить — на Спасской башне они играли Майкла Джексона и «I Love Rock’n’Roll». На вопрос, что же они слушают в увольнении, суворовцы отвечают, что разную музыку, но даже в рок-музыке предпочитают классику.

«Слушаем рок, но не весь. Только классический. И вообще в основном классику», — говорит четверокурсник Тимофей Артёмов, тромбонист по специальности.

«Слушать никто ничего не запрещает, — подтверждает Саркисов, — Тем более, у них есть интернет, и никакие запреты тут не сработают. Конечно, рекомендуется не слушать самый тяжёлый рок, потому что он, как мне кажется, разрушает подростковую психику».

Но, конечно, ученики слушают и тяжёлый рок, и рейв-рэп, и дабстеп, не сомневаемся мы. И подтверждение тому нашлось на одном из подоконников в дальнем углу: конечно, 99% из них чистые, но главную ученическую традицию передавать сакральные знания посредством «наскальной живописи» не смогли перебороть даже здесь. Так вот, неизвестные нацарапали там явно нежелательный музыкальный чарт: Dr. Dre, Ice Cube, и какие-то ещё неизвестные нам псевдонимы. Где-то рядом, наверное, притаились и Metallica с Rammstein.

Ведь мальчишки остаются мальчишками, несмотря на форму и строгость наставников.