Город

Как корпоративы стали капустниками

Компании экономят на праздничных вечеринках и организуют тимбилдинг и самодеятельность

© Владимир Смирнов / ТАСС

Безудержное веселье докризисных корпоративов сменилось посиделками в советском стиле. Вместо французского шампанского в бокалах плещется краснодарское сухое. Вместо приглашенных звезд на сцену с танцами и стэндапами выходят сами работники компаний. МОСЛЕНТА выяснила, как умерла культура новогодних корпоративов.

Безудержное веселье докризисных корпоративов сменилось посиделками в советском стиле. Вместо французского шампанского в бокалах плещется краснодарское сухое. Вместо приглашенных звезд на сцену с танцами и стэндапами выходят сами работники компаний. МОСЛЕНТА выяснила, как умерла культура новогодних корпоративов.

Корпоративов в этом году заметно меньше, а оставшиеся стали скромнее. В государственных компаниях масштабные торжества не проводятся вовсе. К минимуму сведены вечеринки в российских филиалах западных фирм. На плаву остались только состоятельные российские компании.

Вице-президент федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов говорит, что новогоднее меню в ресторанах Москвы по сравнению с прошлым годом подорожало на 10-15 процентов. В прошлом году увеличение цен было еще более заметным. Тогда цены по сравнению с зимой 2013 года повысились на 25 процентов. «В среднем на меню одного участника новогоднего торжества придется потратить от полутора до шести тысяч рублей», — отмечает Прасов. От 10-15 тысяч рублей надо потратить на одного участника корпоратива в целом.

Тенденцией последнего времени стал отказ от выступлений на новогодних вечеринках звездных артистов. Приглашение таких исполнителей, как Филипп Киркоров, Григорий Лепс, Николай Басков, Валерий Меладзе, стоит несколько десятков тысяч евро. Руководители компаний предпочитают сейчас организовать представление силами своих сотрудников. Это обходится дешевле, многим к тому же нравится видеть сотрудников в необычных ролях. Считается также, что организация выступлений своими силами способствует выстраиванию команды, тимбилдингу.

Генеральный директор праздничного холдинга «КнязевЪ» Елена Байдак отмечает, что такая тенденция характерна именно для Москвы. В регионах звездами еще не пресытились, там они по-прежнему востребованы. «Капустники всегда проходят веселее, люди как-то лучше узнают друг друга. Если мы говорим о больших холдингах, то подразделения компаний образуют разные команды. Каждая ставит свой номер, от остальных его держат в секрете. Это может быть театральная сценка, танец, песня, стэндап. Часто руководители просят поставить такие номера, чтобы задействованы были вообще все сотрудники», — рассказывает Байдак.

Самыми сумасшедшими были инвестиционные банкиры. Однажды, помню, засыпали группу «Блестящие» стодолларовыми купюрами, просто дождь из денег сделали

Алексей Остудин
шоумэн

Популярными сейчас стали коллективные походы на каток, в театр или музей, например, Третьяковскую галерею

© Thomas Peter / Reuters

Генеральный директор рекламной группы «Сектор» Дмитрий Калантаров говорит, что капустники действительно стали заметным трендом. «Сложность с такими представлениями в том, что для приличного уровня выступления нужно долго готовить. На коленке что-то хорошее все равно не сделаешь. Часто с выступающими нужно проводить занятия по актерскому мастерству, вокалу, хореографии. Например, в октябре две компании к нам обратились с просьбой помочь в постановке своими силами мюзикла. Нам пришлось им отказать — мы поняли, что ничего приличного сделать не получится. Начинать надо было летом», — рассказывает Калантаров.

Шоумэн Алексей Остудин говорит, что пик «корпоративного движения» пришелся на 2007 год. У топовых артистов в декабре могло быть по 90 выступлений. Гонорар начинался от 10 тысяч евро. В день было от трех до шести выступлений. «Помню случаи, когда для перемещения между площадками артистам приходилось пользоваться коммерческой скорой помощью, спускаться в метро! Понятно, что при такой занятости о «живом» исполнении многие забыли. Артисты жутко уставали и могли только со стеклянными глазами открывать рот под фонограмму. По сути, именно корпоративы породили «фанерное» отношение к делу», — вспоминает Остудин.

По его словам, в декабре прошлого года хорошим показателем считалось 15 выступлений в месяц. «В этом году будет еще хуже. Ситуация с корпоративами катастрофическая. Нагрузка до кризиса была тяжелейшая, но теперь о тех временах все вспоминают с ностальгией», — говорит Остудин.

Он вспоминает, что раньше на корпоративах можно было даже замечать особенности разных профессий: «Юристы достаточно сдержанные, чопорные. Нефтяники более расслабленные. Самыми сумасшедшими были инвестиционные банкиры. Их работа связана с постоянным риском, на кону стоят большие деньги. Они отрывались по полной программе. Однажды, помню, засыпали группу «Блестящие» стодолларовыми купюрами, просто дождь из денег сделали».

Предприятия экономят на звездных исполнителях, алкоголе, оформлении заведений

© Владимир Астапкович / РИА Новости

Люди гуляют как в последний раз, накал страстей зашкаливает. До кризиса корпоративы были обыденным явлением, на них смотрели так, как пресытившийся едок смотрит на вкусную еду — с ленью

Максим Привалов
радиоведущий Love Radio, ведущий праздников

При этом сейчас многие компании вообще отошли от традиционного формата вечеринок. Популярными стали коллективные походы на каток, в театр или музей, например, Третьяковскую галерею. Ради экономии многие холдинги перенесли празднование Нового года на начало декабря или середину января.

Порезать пришлось не только расходы на звезд. Экономия коснулась и алкоголя. Многие рестораны для привлечения клиентов разрешают приносить спиртное с собой. Забыть пришлось о дорогих заграничных винах, шампанском. Популярностью стали пользоваться вина российского производства. «С хорошими отечественными белыми винами трудновато. Не пользуется популярностью абхазская и крымская продукция. Зато есть хорошие сухие красные вина из Краснодарского края. Их заказывают чаще всего. Бутылка стоит примерно три евро, заграничных аналогов по соотношению цена/качество нет», — объясняет Дмитрий Калантаров.

Экономия коснулась также оформления заведений. В докризисные времена место проведения вечеринки часто украшали в каком-то тематическом стиле — ковбойском, пиратском и так далее. Территорию разбивали на разные смысловые зоны. Теперь организаторы просят только добавить какого-то новогоднего минимума — елочек, гирлянд, дождиков, шариков.

Интересно, что изменился не только торжественный антураж, но и эмоции участников вечеринок. Радиоведущий Love Radio, ведущий праздников Максим Привалов отмечает, что настроение у людей сейчас особое. «Люди гуляют как в последний раз, накал страстей зашкаливает. Что будет в следующем году? Будет ли у них такой же праздник? Будет ли работа? Что вообще со страной будет? На все эти вопросы нет ответа, все в тумане. Вечеринки стали проще, но люди реально рады празднику! До кризиса корпоративы были обыденным явлением, на них смотрели так, как пресытившийся едок смотрит на вкусную еду — с ленью», — говорит шоумэн.