Город

Как понимать Павленского

Конфликт с властью — это искусство
Петр Павленский, который поджег дверь ФСБ, настоящий художник, расширяющий границы современного искусства и сознательно бросающий вызов власти, которая не сможет его победить, считает галерист Петр Войс.

Петр Павленский облил бензином дверь ФСБ на Лубянке и поджег ее. Основным аргументом его противников сразу стал тезис «это не искусство».

Я же продолжаю повторять: Павленский — это художник, и акции, которые он проводит, имеют самое непосредственное отношение к искусству, по крайней мере до тех пор, пока сам Петр не откажется себя считать художником. Тогда его действия с полным правом можно квалифицировать статьями Уголовного кодекса РФ, а лицо, их совершившее, можно смело назвать либо экстремистом, либо хулиганом.

Вторая сторона вопроса «а в чем здесь искусство», который так любят задавать обыватели, заключается в следующем. Искусство во все времена существовало в двух ипостасях — ремесла и авангарда. То, чем занимается Павленский, ремеслом не является. По большому счету его акции нужно расценивать, как манифестные заявления художника о необходимости расширения границ наших знаний. Как некогда массы шокировал черный квадрат Малевича и продолжает шокировать до сих пор, так сегодня шокируют заявления Павленского. Неважно, с чем связанные: с поддержкой группы Pussy Riot, с протестом против использования правоохранительных органов и психиатрии в репрессивных целях или с призывом к Майдану — везде художник последовательно демонстрирует нам безграничные возможности искусства. Эти возможности приобретают реальную форму не всегда, а только когда используются талантливым художником, каковым Павленский, безусловно, является. Так же как такими талантами были участники арт-групп «Война» и Pussy Riot. Сегодня они являются первопроходцами, они открывают новые приемы и развивают практики современного авангардного искусства.

К большому сожалению, их творчество в последнее время вызывает все более негативную оценку в нашем обществе. Но это говорит не о слабости художественных позиций, а о недоразвитости общества, которой оно во все периоды истории отличалось в диалоге с художниками. Особенность сегодняшнего времени в том, что диалог, который всегда предполагает противостояние, пришел в состояние враждебного конфликта, когда власть, используя свои ресурсы, начинает просто давить художественную мысль. В этой ситуации безобидные реплики типа «двушечки» становятся реальными сроками лишения свободы.

Произойдет это в случае с Павленским или нет, время покажет. Пока вектор направлен в обратную от цивилизованных процессов сторону. Вполне вероятно, что художник, который последние пять лет олицетворяет современное искусство России, будет жестко наказан. Ведь еще не закрыто уголовное дело по факту поджога автомобильных покрышек у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.

Нужно заметить, что к такому развитию ситуации Петр подготовился. Не случайно первым объяснением его акции было то, что он таким образом «кидает перчатку», иными словами, идет на сознательный конфликт. Тем самым делает вызов власти. И обществу, надо полагать. Вот здесь, действительно, только время рассудит. И покажет — кто кого.

В этом месте можно сделать прогноз со стопроцентной уверенностью: история не знает случаев, чтобы какой-то властный режим, даже всемогущий, побеждал маленького беззащитного художника. Временно подавлял — да, но никогда подчинить полностью не мог.