Город

Перекупить без очереди

Как Третьяковка, Большой и другие безуспешно борются с билетными спекулянтами

© Антон Денисов / РИА Новости

На волне невероятной популярности классического искусства и ажиотажей вокруг выставок и премьер лучших музеев и театров Москвы к их кассам не «зарастает народная тропа», выражаясь словами классика. Проще говоря, культурные очереди в столице живут и процветают. Но где очередь и ажиотаж — там и предприимчивые перекупщики.

На волне невероятной популярности классического искусства и ажиотажей вокруг выставок и премьер лучших музеев и театров Москвы к их кассам не «зарастает народная тропа», выражаясь словами классика. Проще говоря, культурные очереди в столице живут и процветают. Но где очередь и ажиотаж — там и предприимчивые перекупщики. И, несмотря на все меры контроля, они все равно умудряются обойти очередь и увести из-под носа простых горожан вожделенные билеты. Чтобы потом, разумеется, продать тем же горожанам в десятки раз дороже.

МОСЛЕНТА уже изучила феномен культурных очередей и решила заняться «теневой стороной» любви к искусству. Мы попытались узнать, что придумали перекупщики для борьбы с музеями и почему с ними так сложно воевать.

Дорого и без шума

«Два дня на это убил, все нервы вытрепал, — жаловался еще в середине января москвич Александр, безуспешно пытавшийся попасть на выставку «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» в конце года. – 15 декабря взял билет только на февраль. Случайно. Коды пришли мне ночью на почту, но оплатить не успел и они сгорели».

«Утром 16-го увидел, что часть билетов снова выкинули, только так и купил, – продолжал он. – А уже 13-го января знакомым код на покупку пришел в ночи, а заказывали они билет в 12 дня. Успели купить только потому, что ночью не спали».

История, знакомая тысячам горожан. Как только в продажу поступают билеты на знаменитые выставки в Третьяковке, тут же начинаются очереди, перебои на сайте, аврал и даже беспорядки (легкие). Но никто нигде открыто не сообщает, что всей этой нервотрепки можно избежать на 8 тысяч рублей вместо 500, даже после введения именных билетов и паспортного контроля на входе. Да-да, перекупщики, против которых, собственно, и вводился дополнительный контроль, ничуть не смущены этими нововведениями.

Ну а сегодня, когда выставке осталось продержаться в Москве меньше месяца, а последняя партия билетов была распродана, пропуск к вожделенным шедеврам XII-XVIII веков будет стоить 15 тысяч рублей. Такую сумму нам озвучили в компании «Городской Вояж» за «индивидуальную экскурсию» в Третьяковку с видом на знаменитые полотна.

«В день посещения мы вас встречаем, передаем вам входные билеты, а вас – экскурсоводу. Продолжительность полтора часа. После экскурсии вас никто не выгоняет, вы там находитесь и можете еще погулять. Лучше нам сообщить несколько планируемых дат и время. Это позволит подобрать пригласительные», — добавляет молодой человек, представившийся Алексеем.

Напоминаем про именные билеты — ведь, как уверяли в музее, без предоставления паспортных данных на кассе их купить нельзя. «Впоследствии вы нам будете предоставлять фамилию, имя, отчество, и эта информация будет занесена во входные билеты. Но уже когда будете оплачивать. Картой или наличкой — для нас не принципиально», — уверяет Алексей.

Aeterna загадка

Охранник Николай Петрович Демидов не пускает на вход в Третьяковку, пока не покажешь билет на «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана».

  • Мы звонили только что, хотели посетить эту римскую, из Ватикана, — сокрушаются бабули в дверях.
  • Минут 20 назад билеты были в кассе. Так очень редко, но продают. Уже забрали, — объясняет Николай Петрович. – Звоните после 19 февраля, ее продлили вроде бы.

При этом он почти непрерывно пропускает в здание людей, вооруженных шелестящими листами, на которых распечатаны билеты. Очереди нет.

  • Ну зачем мне ваш паспорт, распечатку показывайте, — подсказывает Николай Петрович.

© Андрей Махонин / ТАСС

Правда, заместитель директора по развитию Третьяковской галереи Татьяна Мрдуляш предупреждает, что имя и фамилия на билете все-таки должны совпадать с именем того, кто приобретал билет, ведь это проверяется. «На входе проверяем. Люди довольно спокойно восприняли такую систему. Предъявляют права, паспорт – любой документ, где есть фото, и имя и фамилию и на билете», — рассказывает представитель галереи.

По подсчетам Татьяны Мрдуляш, сейчас на «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» проданы все билеты до конца выставки — до 19 февраля. Только за один день онлайн-продаж последней партии было продано около 34 тысяч входных. «Но мы сейчас работаем над приятными новостями по этой выставке», — отмечает заместитель директора по развитию.

В любое время

На выставку можно также попасть по пригласительным. Это не совсем билет: он дает право прохода в музей в любой день и в любое время. Правда, Третьяковская галерея уверяет, что раздаются они только сотрудникам и партнерам. «Мы сейчас отказались от одной формы пригласительных и ввели более защищенные. Они будут на бланках. Надеемся, что это нам поможет в борьбе с перекупщиками», — рассказывает нам Татьяна Мрдуляш.

Однако надежды, похоже, не оправдались. Пригласительные на нашумевшую выставку за 4,5–5 тысяч рублей нам предложили купить в компании «Театрall». Это не совсем билет: Буквально через неделю мы могли бы разглядывать полотна Джованни Беллини, Рафаэля и Караваджо. Не забудем и об Мелоццо да Форли, Перуджино, Гвидо Рени, Гверчино и Никола Пуссене.

Пропуск к шедеврам Ватикана получают в Пушкареве переулке, 9. Перед входом возле дорогих иномарок стоят молодые люди и обсуждают новые костюмы от ателье, расположенного на первом этаже. В нем все только на заказ и по индивидуальным меркам. Внутри центра, где мы встретились с перекупщиком — охрана, турникет, камеры. Пять этажей, на каждом из которых — офис.

Алексей спускается с пригласительным. «Оно с открытой датой, дает возможность прохода в любое удобное вам время работы музея, — молодой человек протягивает входной на два лица. — Паспорта не нужны. Помимо выставки Ватикана, сможете посетить экспозицию на Крымском Валу и на Лаврушинском».

Он уверяет, что купить такой пригласительный по тысяче рублей уже невозможно. Ближе к реальности – найти пропуск за три тысячи. «Целая бойня была, чтобы их закупить. Это все как бы через какие-то связи еще можно сделать, ну там приглашение, а так… У нас, если что-то не продастся, то 3 тысячи за лицо минимум можно продать», — объясняет Алексей.

Сразу на руки мы вожделенные бумаги не получили: наш поставщик высокого искусства сказал, что отправил за ним курьера. Пропуск выглядел весьма солидно и, действительно, был на бланке: с иллюстрацией Москвы сзади, и светлым фоном с красными и черными символами впереди. Как отличить настоящий и липовый – большой вопрос.

VIP-понедельники

Предложения по покупке билетов на выставку Roma Aeterna до сих пор висят и на Avito. Один из пользователей сайта – Григорий Михайлов – уверяет, что за 2,5 тысячи организует проход в Третьяковку даже без билета.

© Петр Кассин / Коммерсантъ

«Подъезжаете в Лаврушинский переулок, 12 — это инженерный корпус Третьяковской. Я вас там встречаю, вы оплачиваете мне и проходите. Я организовываю проход. В ближайшую субботу уже нет возможности, а в воскресенье с 11 до 12-ти организуем на 4-х человек».

Михайлов предлагает и VIP-посещение выставки. По его словам, такие визиты в проходят только по понедельникам — между прочим, в этот день в музеях выходной, и Третьяковка не исключение.

«В понедельник – для больших групп по предварительным заказам от организаций. Сейчас уже до конца выставки практически расписан каждый понедельник. В этот день нереально даже за большие деньги, — рассказывает он. – Там свои группы, каждая хочет индивидуально пройти, чтобы посторонних не было. И цена там высокая».

К сожалению, проверить эту информацию МОСЛЕНТЕ так и не удалось, но, возможно, мы еще запишемся на экскурсию.

Давно на фронте

Третьяковка — не единственная в Москве, кто печально знаменит своими активными перекупщиками. Похожая война уже очень долго идет в Большом театре, и тоже безуспешно. Но там хотя бы это признают. «Театр, естественно, борется всеми силами с перекупщиками, но, к сожалению, законодательство устроено таким образом, что пока не очень выходит. Сама была в Ла Скала, только успела приблизиться к зданию, тут же мне предложили билеты на вечер», — рассказывает сотрудница пресс-службы театра.

Для продажи первых билетов из касс здесь существует хитрая система. Правда, от перекупа она тоже не спасает. В субботу в 06:00 у Большого уже скапливается очередь: стоят за апрельскими балетами «Дон Кихот» и «Корсар».

«Первые пришли то ли в 5:00, то ли в 4:00,- говорит мне охранник Максим Иванович с эмблемой охранного предприятия «Большой карат» на руке. – Давай руку, прилеплю номерок, а купить билет можно будет только после открытия кассы в 10:00».

О том, что номер для очереди нужно получать от охранника, стоящего у Российского академического молодежного театр (РАМТ), знают немногие. В 08:00 Максим Иванович одевает очередному любителю искусства браслет с номером 234.

— Это первый цвет? – спрашивает его худой и седой мужчина в легком пальто.

© Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Охранник кивает головой. Первый цвет – это первая коробка с зелеными браслетами, после будут раздаваться синие — по одному на человека. Видно, что дело это здесь привычное: разговор у охранника со вновь прибывающими идет плавно и почти непрерывно.

  • Полтора гора назад я стоял живую, - подмечает вновь пришедший.
  • А от перекупщиков ни та, ни эта не спасет, — усмехается охранник

С открытием кассы раздача браслетов прекращается. Правда, перепродажи мест в очереди нами замечено не было. Но соседи по номеру говорят, что мы обязательно сможем на это посмотреть, если придем в другой раз.

Свои-чужие

На продажу своих же билетов по завышенной цене жалуются также «Современник» и «Театр наций». «Никак мы с ними не боремся. Мы не знаем, как бороться. Вот сейчас отменяли спектакль «Три сестры», подошли женщины из средней Азии сказали, что покупали по 10 тысяч. Оторвал наклеечку, написано – 2500», — рассказывает нам главный администратор «Современника» Александр Сидельников.

В «Театре наций» тоже часто встречают зрителей, купивших билеты с наценкой. «Есть два сайта, полностью ворующих контент с нашего. Законодательных методов борьбы с перекупщиками на сегодняшний день не существует. Наши методы таковы: мы продаем не больше двух билетов в одни руки на спектакли, пользующиеся большой популярностью», — объясняет заместитель директора по рекламе, маркетингу и работе со зрителями Наталья Афанасьева.

Действительно, в кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ) за перекуп или продажу билетов по слишком высокой цене наказания не значится. Ровно как и за покупку большого количества билетов через интернет, — схема, которой легко могут пользоваться условные мошенники.

Закупка в Интернете: мнение эксперта

Главный редактор журнала об информационной безопаности «Хакер» Илья Русанен рассказал МОСЛЕНТЕ, как можно закупать большое количество билетов, если это делается на виртуальных просторах. Оказывается, ничего сложного. «Вывести сайт из строя на короткий промежуток действительно можно. Все зависит от защиты конкретного ресурса», — поясняет он.

По его словам, некоторые легко «положить» DdoS-атакой, на других стоят WAF (web application firewalls) то есть фильтры, которые анализируют весь трафик, идущий на этот сайт, и блокируют его в случае вычисления вредоносных схем действия.

Написать программное обеспечение, которое будет раз в несколько секунд заходить на 20-30 сайтов и мониторить наличие определенных предложений, чтобы начать какую-то процедуру, например, покупку, несложно. Такой скрипт может создать любой вменяемый разработчик, уверен Русанен.

Дальше – два вопроса. Первый: как проводить в автоматизированном порядке оплату билетов на крупные суммы. Здесь все зависит от системы оплаты, через которую это происходит. Второй: мониторинг сайтов, на которых совершаются большие покупки.

«Если посредник между покупателем и распространителем билетов крупный, у него наверняка есть системы контроля транзакций, и ему вполне по силам заметить и приостановить крупные покупки. Если партии большие и ситуация повторяется раз за разом, системы мониторинга не могут этого не замечать. Или в пресечении подобных вещей просто не видят необходимости по своим причинам», — рассказывает эксперт.

Впрочем, взломом это назвать нельзя. Скорее всего, это все же легитимное использование сайта, если в условиях использования сайта не оговорено иное. «Какая разница, чем вы закупаете – руками или скриптом, деньги все равно приходят продавцу. Это просто автоматизация процесса покупки. Здесь нет ничего нелегального, хотя в итоге страдает конечный потребитель», — заключает собеседник МОСЛЕНТЫ.