Новости

Кибовский опознал на портрете генерала Крейца

Музей Пушкина получил портрет генерала, который мог быть прототипом мужа Татьяны Лариной
Сегодня на пресс-конференции, посвященной Дню русского языка, директор музея А.С. Пушкина представил новый экспонат — портрет генерала Киприана Крейца, который мог быть прототипом мужа Татьяны Лариной из «Евгения Онегина».

Сегодня, 4 июня, на пресс-конференции, посвященной Дню русского языка, директор музея А.С. Пушкина представил новый экспонат — портрет генерала Киприана Крейца, который мог быть прототипом мужа Татьяны Лариной из «Евгения Онегина».

Музей получил в дар картину, которую коллекционер Андрей Руденцов приобрел на аукционе как портрет русского офицера начала XIX века. По его словам, купив картину осенью 2014 года, он обратился за помощью к знатоку русского мундира и русской армии Александру Кибовскому, возглавляющему сейчас департамент культуры. Тот, взглянув на портрет, через 15 минут выдвинул версию. «Достаточно сказать, что он кавалер ордена Святого Георгия 2 степени, — пояснил Кибовский. — Напомню, это высшее боевое отличие. Кавалеров 1 степени было всего 25 человек за всю историю ордена. В основном, это высочайшие особы — Александр II, Екатерина Великая, а также фельдмаршалы Кутузов, Суворов, Барклай-де-Толли — чтобы его получить, надо было, как минимум, выиграть войну. Орденом второй степени награждались за конкретные боевые успехи генерал-лейтенанты, не ниже, — за крупную победу или выигранную кампанию. Крейст такой орден тоже имел. Человек он очень достойный, вся ратная слава отечества начала XIX века прошла через его судьбу».

Вывод о том, кто изображен, был сделан не только по орденам на портрете: в частной коллекции на территории России оказалась гравюра XIX века с этой картины — на ней был подписан герой.

«С научной точки зрения это бесспорно, — говорит директор музея Евгений Богатырев, — и для музея это большая ценность. Мы еще изучим вопрос — возможно, Александр Сергеевич пересекался с этим прославленным воином, ведь они были современниками. А потом определим портрет в Онегинский зал».