Город

«Мне захотелось рассказать о том ощущении рая, в который я незаслуженно попал»

В Москву приехал знаменитый Резо Габриадзе

© Антон Белицкий / МОСЛЕНТА

В Музей Москвы приехали театр кукол и выставка известного режиссера, скульптора, сценариста фильмов «Мимино», «Кин-дза-дза» и «Не горюй» Резо Габриадзе. МОСЛЕНТА рассказывает, зачем туда идти, что смотреть и кто этот талантливый грузин.

Резо Габриадзе скоро 80, он тихо разговаривает, некрепко держит микрофон и надевает тёмные очки, чтобы защитить глаза от софитов. Грузинский художник стоит в одном из самых молодёжных музеев города — Музее Москвы — на выставке собственных рисунков и кукол, которые представлены в виде проекций с элементами анимации.

Резо Габриадзе

© Антон Белицкий / МОСЛЕНТА

Его окружает современная и модная публика, на открытие пришло много российских знаменитостей и журналистов. Красивые девушки в шляпах и с бокалами вина делают «селфи» с его картинами. 80-летний Резо Габриадзе посреди движущихся проекций просто желает всем здоровья, и это похоже на настоящий грузинский тост, который не устареет никогда, как и сам Габриадзе.

Считается, что первые марионетки появились в XVI веке. С тех пор многое изменилось: марионетки стали другими, материалы, из которых делают кукол, сильно усовершенствовались. Если бы Резо Габриадзе жил в XVI веке, он бы делал своих марионеток прямо из тех материалов.

Иногда его кукла — это всего лишь несколько деревяшек, скреплённых проволокой и перевязанных потрёпанными тряпочками. Кажется, что такую куклу мог бы смастерить любой грузинский мальчишка, который проводит свои каникулы во дворе у бабушки Нино. Ощущение настоящего детства, когда можно играть с двумя деревянными паровозиками, делает куклы Резо Габриадзе такими узнаваемыми и щемяще-трогательными.

Вот, например, как выглядит описание к одному из спектаклей Габриадзе:

«Рамона» — это прекрасная и трагичная история любви двух паровозов. Действие пьесы разворачивается в послевоенном СССР, где паровоз Эрмон по долгу службы отправляется в Сибирь на восстановление страны после войны, а Рамона остается ждать мужа на маленькой железнодорожной станции Риони».

В это время на маленькой сцене паровоз с лицом кудрявой рыжей женщины протягивает колёса навстречу своему возлюбленному — тоже паровозу, но без лица. Они поют и пускают дым.

Сам Резо Габриадзе пишет о своём спектакле так:

«Задетый фразой Киплинга: «Если не считать судовой машины, локомотив — самое чувствительное создание человеческих рук», — я решил тоже написать на эту тему. Во мне ожило забытое теплое слово «паровоз», дышащее облаками пара, немножко с хрипотцой, сухо пахнущее углем даже в мокрую погоду.

Паровоз привел меня к другому счастью — к цирку, пахнущему брезентом, опилками и тем, что не хочется называть навозом. Шапито моего детства. И вот эти два любимых мотива встретились друг с другом — паровоз и шапито. Это то, что, кажется, ушло навсегда. Мне захотелось рассказать о том ощущении рая, в который я незаслуженно попал и из которого жизнь меня изгнала».

Театр кукол Резо Габриадзе много гастролирует, его спектакли видели в Швейцарии, Германии, Италии, Австрии, Испании, Норвегии, Шотландии, Франции, США и много где ещё. В Москву и Санкт-Петербург марионетки приезжали не раз, но с мультимедийной выставкой — впервые.

Эспозицию в Музее Москвы собрал сын Резо — Леван Габриадзе, она называется «Необыкновенная выставка». Ирония, присущая Резо, чувствуется уже в названии (Габриадзе написал сценарий к одноименному фильму — иронической трагикомедии о провинциальном скульпторе, разменявшем свой незаурядный талант на изготовление могильных памятников) и сопровождает всю выставку, где представлено около 600 графических и живописных работ автора. В одном из залов показывают фрагменты фильмов, сценарий к которым написал Габриадзе — «Мимино», «Кин-дза-дза» и «Не горюй!»

Билеты на выставку стоят не очень дорого (от 350 рублей), на спектакли — подороже (от 1 500 рублей).

Режим работы выставки: по будням — с 10.00 до 19.00 / по выходным — с 10.00 до 16.00
Спектакли: будни — в 20.00, выходные дни — в 17.00 и в 20.00
Время работы: c 12 февраля по 20 марта 2016 года