Реконструкция через снос
23 сентября открылась Соборная мечеть на проспекте Мира. Верующим больше не придется стелить коврики для молитвы на слякоти и совершать пятничный намаз под снегом, дождем или палящим солнцем — новое шестиэтажное здание рассчитано на 10 тысяч человек. Тем не менее многие до сих пор считают ошибкой снос исторического здания в Выползовом переулке. МОСЛЕНТА разобралась, почему решение о реконструкции было таким болезненным.
###Самая большая мечеть Европы
Крупномасштабная реконструкция Соборной мечети продолжалась 10 лет и стоила не меньше 170 миллионов долларов. Строительство нового храма стало настоящей мечтой, большим проектом для московской мусульманской общины.
Шесть этажей, без малого 20 тысяч квадратных метров площади, высота купола 46 метров, высота минаретов 72 метра, вместимость 10 тысяч человек — здание в Выползовом переулке — самая большая мечеть в Европе и одна из крупнейших в мире.
Снаружи весь декор воспроизводит экстерьер старой мечети. Таким образом архитекторы и руководители реконструкции попытались отдать ей дань памяти
Мечеть строилась на деньги меценатов, главным из которых был бизнесмен Сулейман Керимов. Координировал процесс столичный стройкомплекс. Одной из задач, которые ставили перед собой архитекторы, было вписать здание в евразийский контекст российского ислама. Именно поэтому минареты напоминают, с одной стороны, Спасскую башню Московского Кремля, с другой — башню Сююмбике кремля Казанского.
Другой задачей было сохранить в новом здании элементы оформления старой мечети, снесенной в ходе реконструкции. «Снаружи весь декор воспроизводит экстерьер старой мечети. Таким образом архитекторы и руководители реконструкции попытались отдать ей дань памяти», — рассказывает Рашид Нуруллин, председатель совета директоров строительной компании «Ай-Пи-Групп», выполнявшей роль заказчика работ.
В оформлении был использован самый белый на планете гранит, который строителям удалось найти в Канаде. Мрамор — из Мраморного моря.
Особая гордость правоверных — уникальные двери в мечеть, выполненные из дерева. Если потрогать декоративные элементы руками, видно, что они прилегают друг к другу как детали паззла — без клея, без гвоздей и любых других креплений. Эти двери, как и многое в мечети, — подарок турецких мастеров, владеющих старинной технологией.
Чтобы потоки мужчин и женщин не пересекались, для прихожан предусмотрено два раздельных входа. Молельный зал для женщин находится на самом верхнем этаже — там они надежно отгорожены от мужчин специальными ширмами. Пространство для женщин заметно меньше мужского — это связано с тем, что основную долю прихожан мечетей составляют мужчины, их в пять раз больше, чем женщин.
У здания целых три купола, вставленных друг в друга, как матрешки
Не забыли авторы проекта и о людях с ограниченными возможностями. У входа в мечеть — тактильная плитка, а проход к туалетам для маломобильных групп граждан на нулевом этаже оснащен пандусами и другим необходимым оборудованием.
Внутреннее убранство почти целиком либо подарено турецкой стороной, либо выполнено турецким генподрядчиком. Роскошные витражи, орнаменты, роспись купола аятами из Корана — все это существует в единственном экземпляре.
На самом деле, у здания целых три купола, вставленных друг в друга, как матрешки. Внешний — золоченый — это чисто декоративное решение. Второй — монолитный — это несущая конструкция. В какой-то момент оказалось, что монолитный купол слишком крутой, на нем не были бы видны орнаменты. Тогда турецкие подрядчики сделали третий купол, которым и можно любоваться сегодня из молельного зала.
Помощь в строительстве мечети предлагали самые разные страны. На Турцию выбор пал, потому что здешние специалисты имеют колоссальный опыт строительства мечетей.
Собственно, именно обилие подарков с турецкой стороны положило конец спорам о дизайне интерьера мечети. Росписи, орнаменты, витражи, позолота, мраморная облицовка — все это в какой-то момент задало некий общий стиль и позволило выработать единую концепцию внутреннего убранства мечети.
###Как все начиналось
Соборная мечеть была построена в 1904 году с личного разрешения великого князя Сергея Александровича, московского генерал-губернатора. Из всех мечетей Москвы только она действовала в советское время.
Здание много значило не только для старомосковской татарской общины, но и для всего российского мусульманского сообщества. В этом храме бывали президент Египта Гамаль Насер и полковник Муаммар Каддафи.
Мечеть воспринималась как естественная часть городского ландшафта этого района Москвы — она фигурирует, к примеру, в фильме «Покровские ворота».
Читайте также
Уже в послевоенные годы стало очевидно, что в мечети катастрофически не хватает места. Со временем ситуация только ухудшалась.
Сейчас в столице проживает порядка двух миллионов мусульман. При этом в городе действовали только Мемориальная мечеть на Поклонной горе, Историческая у метро «Новокузнецкая» и религиозный комплекс в Отрадном. Помимо этого, есть различные молельные комнаты, временные шатры и другие площадки, многие из которых созданы при поддержке московского правительства.
Мне много раз приходилось читать намаз и осенью и зимой на улице, когда не успевал пройти от метро до мечети. Это не очень приятно, тем более, если дождь, тем более — если холодно
Этой религиозной инфраструктуры фатально не хватало для удовлетворения нужд верующих.
Москвичи давно привыкли к публичным богослужениям на улице два раза в год — на Ураза- и Курбан-байрам. Но правоверные часто не могли совершить даже еженедельный пятничный намаз, который по мусульманским канонам в чем-то даже важнее торжественной молитвы в великие праздники.
«Мне много раз приходилось читать намаз и осенью и зимой на улице, когда не успевал пройти от метро до мечети. Это не очень приятно, тем более, если дождь, тем более — если холодно. Это и восприятию проповеди мешает, и сама проповедь сокращается, потому что имамы понимают, что в таких условиях люди могут просто-напросто заболеть», — рассказал МОСЛЕНТЕ заместитель руководителя аппарата Совета муфтиев России Ренат Абянов.
В условиях негласного запрета на строительство мечетей в спальных районах Москвы крупномасштабная реконструкция здания на проспекте Мира представлялась единственным эффективным решением.
###Спасти мечеть от мусульман
Изначально о ликвидации исторического здания речи не шло. Работы по модернизации ни шатко ни валко шли еще с 2005 года. «Разрушать мечеть никто не собирается», — сказал заместитель председателя Духовного управления мусульман Москвы Дамир Гизатуллин в интервью газете «МК» в 2006 году. 30 июня 2008 года Москомнаследие внесло здание в реестр охраняемых объектов.
От имени муфтията Гизатуллин настоятельно попросил лишить мечеть охранного статуса для того, чтобы мусульмане могли ее снести, а потом построить новую — с правильной ориентацией
Полгода спустя все поменялось. Духовное управление мусульман европейской части России обратилось в мэрию с просьбой снять со здания охранный статус.
21 января 2009 года состоялось скандально известное заседание Историко-культурного экспертного совета при комитете, на котором Дамир Гизатуллин заявил, что михраб мечети отклонен от направления на Каабу, а потому здание необходимо полностью разобрать. Михраб — это ниша в стене храма, аналог алтаря у христиан. Михраб должен быть ориентирован на Мекку.
Читайте также
От имени муфтията Гизатуллин настоятельно попросил лишить мечеть охранного статуса для того, чтобы мусульмане могли ее снести, а потом построить новую — с правильной ориентацией.
Аргумент о неправильной ориентации михраба до сих пор кажется наиболее курьезным. Даже сторонники сноса вспоминают о нем с неохотой. Очевидно, что в зданиях христианских храмов Константинополя, превратившихся в мечети Стамбула, при строительстве вообще не был предусмотрен михраб.
Это была чистая манипуляция голосами экспертов
Вопросы историко-культурной экспертизы тогда решались голосованием, и на заседании голоса разделились поровну. Но, несмотря на то, что против вывода мечети из реестра выступали самые авторитетные эксперты-искусствоведы, совет принял другое решение.
«Невозможно себе представить специально выстроенное храмовое здание, которое не заслуживало бы стать памятником. Соборная мечеть — постройка достаточно интересного архитектора Жукова. Главное, что экспертным образом было решено, что здание достойно охранного статуса, а потом на середине дороги специальным протоколом развернули этот процесс. Это была чистая манипуляция голосами экспертов», — рассказал МОСЛЕНТЕ один из основателей движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин.
###Трагедия 11 сентября
Лишение статуса охраняемого объекта еще не означало автоматической ликвидации здания. Приговор экспертного совета был приведен в исполнение почти три года спустя — 11 сентября 2011 года.
Здание было снесено явочным порядком. Последующий комментарий организаторов сводился к тому, что его смыло дождем
«Московские власти формально не принимали решения о сносе мечети. С их молчаливого согласия она была снесена экскаваторами, причем потом это еще пытались выдать за последствие некоего паводка, чуть ли не ливней, но никакого официального разрешения на снос не было. Снос мечети был самовольной акцией», — сказал МОСЛЕНТЕ координатор «Архнадзора» Константин Михайлов.
Точно так же описывает ситуацию Рахматуллин: «Здание было снесено явочным порядком. Последующий комментарий организаторов сводился к тому, что его смыло дождем. Так это и звучало — на уровне анекдота. Было сказано, что из-за осадков произошло обрушение какого-то фрагмента, и надо было срочно разбирать остальное».
Мы не приемлем разрушения старой мечети. Ее можно было сохранить, потому что это и городская, и культурная, и национальная жемчужина
По его словам, история про дождь и спецоперация со строительной техникой, в авральном режиме уничтожающей якобы руинированное здание, были исключительно попыткой выхода из публичного тупика.
С ними практически согласна пресс-секретарь Совета муфтиев Гульнур Газиева. Ее комментарий по поводу сноса здания выглядел так: «В ночь на субботу во время ливня обрушилась западная стена здания, после чего было принято решение о срочном разборе оставшихся трех стен».
###Раскол в мусульманском сообществе
Известный мусульманский теолог, муфтий Фарид Салман был разъярен известием о сносе Соборной мечети. Тогда он выпустил фетву, в которой объявил преступником всякого, «кто прямо или косвенно отдает приказ разрушать или повреждать мечети» и даже просто «оправдывает подобные богопротивные деяния».
Читайте также
Богослов не изменил своей позиции и сегодня. «Нашу старую мечеть трогать было нельзя, — заявил МОСЛЕНТЕ исламский интеллектуал. — Мы не приемлем разрушения старой мечети. Ее можно было сохранить, потому что это и городская, и культурная, и национальная жемчужина».
Фарид Салман, впрочем, не отрицает, что новая мечеть такому мегаполису как Москва жизненно необходима. Самое главное, чтобы в новой мечети не начали проповедовать новый ислам.
За Соборную мечеть стояла старомосковская татарская община. А строительство новой мечети обосновывалось наплывом новых москвичей и приезжих
«Есть такой труд «Ислам в новом одеянии». Так вот, ислам в новом одеянии нам не нужен. Ислам нам нужен таким, каким он был у наших предков. Если все будет так, мы как добросовестные мусульмане только приветствуем введение в строй новой мечети», — отметил муфтий в беседе с МОСЛЕНТОЙ.
Снос Соборной мечети вызвал серьезную дискуссию в среде старомосковской татарской интеллигенции. Инициатива по выводу Соборной мечети из реестра культурного наследия с дальнейшим сносом и строительством нового здания принадлежала Духовному управлению мусульман Европейской части России, которым руководит Равиль Гайнутдин. А тот же Фарид Салман принадлежит к Центральному духовному управлению мусульман, которое возглавляет Талгат Таджуддин.
Мечеть в исламе — это просто место, которое связано с ресурсами определенной части мусульман, позиционирующих себя как «духовенство». А ислам стоит на том, что в нем никакого духовенства нет и быть не может
«Здесь образовался двойной конфликт не только по линии градозащиты, но, прежде всего, разделилась сама мусульманская умма, — рассказывает Рахматуллин. — Причем за Соборную мечеть стояла старомосковская татарская община. А строительство новой мечети обосновывалось наплывом новых москвичей и приезжих».
По словам москвоведа, вопрос о реконструкции Соборной мечети обнаружил крайне болезненные противоречия внутри мусульманского сообщества. Фактически коллизия вокруг новой мечети приобрела очертания социального конфликта.
Читайте также
«Мечеть в исламе — это просто место. Но оно связано с ресурсами определенной части мусульман, позиционирующих себя как «духовенство». А ислам стоит на том, что в нем никакого духовенства нет и быть не может. Поэтому все эти разговоры и споры связаны с самоутверждением и влиянием людей, которые, в общем-то, являются самозванцами, тем более, если это государственные структуры, которые находятся на бюджетной строке», — сообщил МОСЛЕНТЕ председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.
Мусульманский интеллектуал уверен, что вместо того, чтобы сносить здание мечети, представляющее как минимум сентиментальную ценность, следовало бы построить несколько новых храмов.
###Единственный верный выход
Заместитель руководителя аппарата Совета муфтиев России Ренат Абянов не отрицает, что процесс реконструкции Соборной мечети был болезненным для татарской интеллигенции Москвы. Впрочем, по его словам, многие постепенно приходят к пониманию необходимости этого шага. «Лично я общаюсь с рядом историков, исследователей истории столицы. Многие из них все-таки скорректировали свое мнение», — сказал МОСЛЕНТЕ Абянов.
Читайте также
По его словам, тем людям, которые регулярно ходят в мечеть, а не просто следят за жизнью уммы со стороны, необходимость перемен была очевидна давно.
«Мечеть в начале XX века строилась в чрезвычайно короткие сроки. Этим, в частности, было обусловлено то, что здание очень быстро стало ветхим. В силу своего аварийного положения она никак не могла выдержать мощность нового строительства», — пояснил муфтий.
Люди старшего поколения узнают в оформлении нового здания элементы старой мечети, и им от этого становится намного легче и спокойнее
В то же время, по словам Абянова, в управлении прекрасно понимали, что «для многих с чисто человеческой точки зрения здание мечети является чем-то близким». Именно поэтому стены новой мечети повторяют те архитектурные формы, которые были у старого здания до реконструкции.
«Люди старшего поколения узнают в оформлении нового здания элементы старой мечети, и им от этого становится намного легче и спокойнее», — пояснил муфтий.
В новом здании предусмотрен музей, в котором будет рассказываться об этапах развития Соборной мечети
Он также напомнил, что даже в Мекке и Медине мечети перестраиваются — к ним добавляются новые уровни, вводятся специальные технологические решения для маломобильных групп граждан.
«В новом здании предусмотрен музей, в котором будет рассказываться об этапах развития Соборной мечети, — рассказало МОСЛЕНТЕ духовное лицо. — Я думаю, это позволит людям, которые имели полярную точку зрения, все-таки ее пересмотреть и понять, что в московских реалиях другой возможности просто не было».