Город

Баран в подарок

Чем живет Северо-Восточный округ — в дайджесте городских новостей

© Изображение: Петр Ловыгин / МОСЛЕНТА

В минувшие выходные жители северо-востока столицы получили возможность близко познакомиться с татарской культурой. Представители общины сумели организовать Сабантуй в СВАО раньше, чем общегородской, и Лианозовский парк принял более десяти тысяч отдыхающих

В минувшие выходные жители северо-востока столицы получили возможность близко познакомиться с татарской культурой. Представители общины сумели организовать Сабантуй в СВАО раньше, чем общегородской, и Лианозовский парк принял более десяти тысяч отдыхающих.

— Как мне кажется, народу собралось более чем достаточно, — рассказал МОСЛЕНТЕ Эдуард Юсупзянов, один из представителей татарской национально-культурной автономии СВАО. — Но это не предел: на общемосковский Сабантуй приходит больше 150 тысяч. По неофициальным данным, в Москве живет около полумиллиона татар. В воскресенье в Лианозовском парке люди были разные — и молодежь, и старшее поколение. Были и танцы, и песни, и национальная борьба, и сувениры, и угощения. А для многих это просто повод увидеть своих близких. Бывает и такое, что люди только раз в год на подобных мероприятиях и видятся.

Ярмарка, где можно приобрести татарские сувениры, традиционно пользуется спросом. Но пообщаться со своими — самое главное, за чем люди приходят на подобные праздники. Это подтверждают и слова юной Диляры, опубликовавшей подробный рассказ о празднике в социальной сети.

— Я увиделась с друзьями, с родственниками, с которыми мы не встречались почти год. Хотя все живем в Москве. Это здорово. В этот раз собралось много молодежи — по-моему, больше половины народу. Вообще наши ребята соблюдают культуру, традиции. Я ходила с друзьями, родители не смогли пойти. И мне кажется, что самое запоминающееся, как всегда — это песни. Все вместе поют, танцуют. Это круче всего!

Несмотря на то, что гостей в национальных татарских костюмах в Лианозовском парке почти не было, танцы прошли ярко: в них принимали участие все собравшиеся, концертная программа длилась до вечера, а завершилась дискотекой. Те, кому танцы не по душе, могли показать свою силу и принять участие в традиционной борьбе — корэш, которая издавна служит символом сабантуя. Важное правило: состязаться должны мужчины и юноши одного возраста. Так было и в этот раз, и подарок победителю достался традиционный татарский — живой баран. Узнать, какая судьба ждет его в Москве, не удалось.

— Моя дочка сначала перепугалась: она читала про мусульманские традиции и решила, что сейчас барана будут резать, — поделился впечатлениями Александр. К татарской общине он отношения не имеет, и в Лианозовский парк приходил просто погулять и посмотреть, как другие веселятся. — Пришлось объяснить, что это другой праздник, без жертвоприношений. Успокоилась. Все-таки хорошо, что ритуальную резку баранов в Москве запретили.

Благодаря тому, что праздник проходит спокойно, против него не возражают и другие жители округа.

— Мы регулярно мониторим социальные сети, пока негативных откликов не видим, — рассказал МОСЛЕНТЕ представитель префектуры СВАО Дмитрий Еремин. — Это радует, ведь еще недавно вопрос межнациональных и межрелигиозных отношений стоял в городе очень остро. Но мне кажется, что людям в округе интересно посмотреть и даже поучаствовать в татарском празднике. Никто пока не высказывался в духе "Понаехали тут!".

В администрации Лианозовского парка сообщили, что инициатива проведения Сабантуя целиком и полностью принадлежит татарской общине — активисты, проживающие в СВАО, организуют все сами второй год подряд, парк лишь предоставляет пространство. В управе района «Лианозово» МОСЛЕНТЕ также подтвердили, что о поддержке местные власти никто не просил.

Танцы и веселье удались, однако представители татарской общины напоминают: праздник на этом не заканчивается. Это только разминка в череде районных мероприятий, а самое крупное гулянье — Московский общегородской Сабантуй — пройдет в парке «Коломенское» 18 июля. Как и в Лианозовском парке, там ждут не только татар, а всех москвичей, кому интересна татарская культура.

— Традиции не исключают варианта, что Сабантуй может проводиться несколько раз, — объяснил МОСЛЕНТЕ Анвер Хусаинов, председатель татарской национально-культурной автономии Москвы. — В Коломенском будет общегородское мероприятие, а все остальное — инициатива управ и местных общин. Радует, что в СВАО собралась такая инициативная группа, не везде в городе такие есть. Исторически этот праздник связан с плугом, а проводят его после окончания посевных полевых работ. Поскольку религиозного компонента здесь нет, никто не запрещает проводить Сабантуй в разных местах и в разное время.

###Что еще происходит в СВАО

  • Вскоре в округе появится краеведческая экспозиция. Об этом заявил префект СВАО Валерий Виноградов, отметив, что в распоряжении префектуры достаточно материалов, чтобы рассказать людям о тех местах, где они живут. Предполагается, что экспозиция разместится на базе одного из старых кинотеатров округа, а экспонаты в ней будут самыми разными — от документов, касающихся дворца царя Алексея Михайловича, до памятных знаков героев СВАО, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
  • В Медведкове завершилось строительство самого большого православного храма в округе. Церковь на проезде Шокальского, носящая имя преподобного Серафима Саровского, способна вместить тысячу прихожан. Напомним, что ее строительство началось еще десять лет назад.
  • В округе планируется ввести новые правила скоса травы на газонах. Поскольку триммеров, которые могут использоваться в труднодоступных местах, хватает не во всех районах, отныне их не будут использовать там, где может проехать газонокосилка.