Город

Запретный ботанический сад

Репортаж из самого закрытого парка Москвы

© Криcтине Папян / МОСЛЕНТА

В 300 метрах от высоток Сити сразу за Третьим транспортным кольцом есть сад. Здесь живут дрозды и соловьи, растут краснокнижные растения и стоит домик, похожий на старую советскую дачу. Ботанический сад Первого МГМУ им. И.М. Сеченова открылся для посетителей. Корреспондент МОСЛЕНТЫ побывал на месте и выяснил, почему сад остался одним из самых закрытых в городе.

В 300 метрах от высоток Сити, сразу за Третьим транспортным кольцом есть сад. Здесь живут дрозды и соловьи, растут краснокнижные растения и стоит домик, похожий на старую советскую дачу. Впервые за 70-летнюю историю Ботанический сад Первого МГМУ им. И.М. Сеченова открылся для посетителей. Корреспондент МОСЛЕНТЫ побывал на месте и выяснил, почему сад остался одним из самых закрытых в городе.

Тайный сад в центре Москвы

Ботанический сад «первого меда» занимает пять гектаров на Тестовской улице. Эти места были глухой окраиной в 1946 году, когда его заложили для студентов и преподавателей. Хотя и сейчас сад остаётся на отшибе. Из-за строительства платформы «Международная» Московского центрального кольца (МЦК) идти до него от делового центра приходится через стройплощадку. Альтернатива — троллейбусом от Пресни, а потом пешком по неблагоустроенной набережной мимо станции технического осмотра автобусов и под железнодорожным мостом.

Тех, кто продерётся через полузаброшенную промзону, ждёт оазис: ухоженные клумбы с лекарственными травами, таинственные заросли дендрария и тенистые дорожки среди деревьев, на которых отдыхают птицы, чьи песни периодически заглушаются гудками тестируемых на МЦК электропоездов.

Правда, заметить оазис с улицы нелегко — сад по периметру обнесён кирпичной стеной, а вход закрыт непроницаемыми металлическими воротами. Из них к пришедшим выходит за паспортами сторож, а за его спиной лают овчарки.

Лекции — да, экскурсии — пока нет

11 июля в СМИ сообщили, что закрытый для публичного посещения много десятилетий сад теперь можно будет посещать - но при этом на слова «в экскурсионном порядке» мало кто обратил внимание. А зря: представители первого Меда имели в виду, что сюда теперь можно приходить на публичные лекции. Они проводятся каждую среду в 19:30, посетителей пускают по предварительной записи и просят предъявить документы на входе. Те, кто попытаются попасть на территорию в другое время, напрасно потратят время.

«Подхожу в субботу к воротам, а перед ними стоят новобрачные, — рассказывает агроном Ботанического сада Юрий Рогачёв. — Журналисты раструбили, что у нас открыт теперь сад, почему бы не заехать сюда перед ЗАГСом и 2-3 часа не фотографироваться. Я послал новобрачных ехать дальше в ЗАГС».

Вместе с новостью о лекциях было объявлено, что «в летний период в Ботаническом саду планируются экскурсии», посетить которые «смогут все желающие по предварительной регистрации». Но «летний период» уже перевалил за середину, а толком сказать, когда экскурсии начнутся, никто не может.

«В настоящее время мы прорабатываем вопросы развития экскурсионного направления в Ботаническом саду университета», — говорит начальник отдела стратегического менеджмента МГМУ Наталья Голикова, обещая, что об их начале будет объявлено на сайте вуза. Агроном Юрий Рогачёв добавляет, что программы экскурсий есть — их специалисты университета уже проводят на разных площадках. Но много людей сразу пропустить на территорию сада всё равно не получится. «Группа 10-15 человек максимум», - уточняет он.

Некоторые растения съедобны только один раз

Вместе с четырьмя коллегами агроном ухаживает за территорией, на которой произрастает 1050 видов лекарственных растений. Сохранить эту коллекцию — главная задача работников университета. Хотя посетители здесь нуждаются в едва ли не большей опеке. «Любое занятие со студентами мы начинаем со слов: “Помните, что все растения съедобны, но некоторые — только один раз“. У нас нет наркотических трав. Но сильнодействующих, лекарственных и ядовитых, которые могут отравить человека или нанести вред здоровью, удивительно много», — говорит Рогачёв.

Поэтому ботанический сад и закрыт для всех, кроме организованных групп, студентов и специалистов. «Возможно, в будущем эту задачу (открыть сад для всех желающих — прим. ред.) можно будет решить при строительстве оранжереи, куда можно перенести уникальные экземпляры растений», - предполагает Наталья Голикова из отдела стратегического менеджмента.

Однако преодолеть запреты и бывать в парке чаще одного раза в неделю можно. Для этого нужно стать волонтёром и помогать агрономам. Желательно волонтёрствовать в рабочее время — в конце концов, когда МЦК откроют для пассажиров, от Сити до сада будет несколько минут пешком. Возможно, кто-то из клерков, работающих в стеклянных высотках, захочет посвятить обеденный час копанию в земле на свежем воздухе вместо сидения в офисной столовке.

Живые ископаемые

В саду Первого меда есть лекарственные растения со всего мира. «С 50-х годов прошлого века пополнение коллекций Ботанического сада проводилось по результатам многочисленных экспедиций на Кавказ, Украину, Урал, Дальний Восток, в Карелию, Сибирь, Среднюю Азию», - рассказывает Голикова.

Семена в сад привозили со всех континентов, к тому же сотрудники меняются со своими коллегами из многих (около 120) ботанических учреждений России и других государств. «Иногда просто бабушки с дачи что-то приносят и просят поменяться – мы меняемся, конечно», - добавляет агроном.

Одно из главных сокровищ коллекции сада — гинкго двулопастный, который ещё называют «живым ископаемым». Растения этого класса были распространены в мезозойскую эру, которая началась 252, а закончилась 66 миллионов лет назад. Вещества, получаемые из листьев гинкго, употребляют при рассеянном склерозе для улучшения памяти и концентрации внимания.

Живёт у подножия башен Сити и краснокнижная орхидея «Башмачок настоящий», популярная в тибетской медицине, и болотное растение Вахта, чьи высушенные листья входят в состав желчегонных, слабительных, мочегонных, аппетитных и успокоительных чаёв. Но из высаженных в центре Москвы растений лекарств не делают: они изначально нужны для демонстрации студентам, которые на летних практиках собирают гербарии.

«К тому же, Ботанический сад является площадкой для фармакогнозии (познание лекарственных свойств растительных веществ - ред.) и исследований по ботанике, в том числе по генетике и селекции лекарственных растений», - подчёркивает Наталья Голикова.

За двумя стенами

Пока мы гуляем по саду, над опоясывающей его стеной видно идущие по кольцевой железной дороге «Ласточки», слышно едущие по «трёшке» машины, а высотки делового центра с такого близкого расстрояния не влезают целиком в объектив айфона.

Появление сразу нескольких транспортных магистралей и строек вокруг сада, имеющего статус особо охраняемой территории, конечно, не прибавило деревьям и кустам жизненных сил. Поэтому, кроме регулярного полива, удобрения почвы и укрывания в холода, работники университета надеются на строительство ещё одной стены.

«Со строительством делового центра и ТТК резко усилился шум и загазованность воздуха, что оказывает определенное влияние на территорию, занятую хвойными растениями. Мы ведём постоянную работу с профильными структурами правительства Москвы по благоустройству окружающей территории, в планах - строительство шумозащитной стены рядом с ТТК, которая позволит снизить шумовую нагрузку, в том числе и на наш сад», - поясняет начальник отдела стратегического менеджмента университета.

Сделав два круга по саду, мы отправляемся к выходу и встречаем первого посетителя сегодняшней лекции. Лысый мужчина средних лет останавливается на тропинке и тянется к одному из высаженных вдоль неё кустов. Нашему гиду Наталье приходится окликнуть его, тот, вздрогнув, разгибается и, извинившись, отправляется дальше — к домику в глубине, где в пасмурную погоду идут занятия. Видимо, агроном не успел отловить его на входе и провести инструктаж. Или успел. Но выстраивать живой коридор вдоль растений, чтобы их не воровали посетители лекции, у университета пока возможности нет.