Город

Самые классные руководители

Молодые учителя — о том, как удерживать 18 букетов и продолжать улыбаться

© Сергей Фадеичев / ТАСС

Молодые московские учителя рассказали МОСЛЕНТЕ, как они выбирали свою профессию и проводили первое родительское собрание, как путешествуют со школьниками по Европе и ходят с ними на концерты рэперов.

Молодые московские учителя рассказали МОСЛЕНТЕ, как они выбирали свою профессию и проводили первое родительское собрание, как путешествуют со школьниками по Европе и ходят с ними на концерты рэперов.

Жанна Калишевич, 23 года, учитель математики, школа №9

Жанна Калишевич

© Егор Рогалев / МОСЛЕНТА

Учительницей мне хотелось быть с самого детства, лет с двенадцати я уверенно заявляла родителям, что буду преподавателем математики, после чего папа начинал перечислять минусы этой профессии и убеждать меня отказаться от такого выбора. Когда до поступления осталось полгода, мне внезапно пришла в голову мысль, что предмет, который я хочу преподавать, нужно выучить наилучшим из возможных способов, и я поступила не в педагогический университет, а на механико-математический факультет МГУ.

На четвертом курсе мне выпала возможность впервые провести занятия у группы десятиклассников. Я сначала струхнула страшно — у меня же с ними всего четыре года разницы! Надо сказать, что во мне всего полтора метра роста, поэтому выгляжу я на пару лет младше старшеклассников, у которых веду уроки. На самом деле это совсем не мешает: моя внешность перестает иметь какое-либо значение уже на втором уроке. Конечно, бывает, ученики подшучивают, но тут главное — самой относиться к ситуации с юмором и не пытаться строить из себя умудренную жизнью даму.

Обычно хоть на одном уроке из семи происходит что-то, что заставляет тебя думать, что все не зря. Например, один мальчик из шестого математического класса внезапно придумал алгоритм Евклида и с гордостью презентовал его перед классом как свою собственную идею. Честное слово, я пришла домой и прыгала от радости по комнате

После выпуска я отправилась устраиваться на работу в школу. От знакомых узнала, что набирают пятый математический класс, в который нужен педагог. Шла с опаской: а вдруг не возьмут на полную ставку или вообще отправят сначала получать педагогическое образование? Однако через сорок минут разговора у меня внезапно обнаружились полторы ставки, свой кабинет и классное руководство. Вскоре к этому списку прибавилось также составление и проведение олимпиад, выездных школ, кружков и математических игр для детей и взрослых. Первый рабочий день подарил мне бесценный навык: удерживать в руках 18 букетов и продолжать улыбаться. Первый учебный год подарил мне два важных открытия: школа — это сумасшедший дом, и я хочу жить в этом сумасшедшем доме!

Конечно, бывают дни, когда думаешь: «Все! Больше никогда!» Но таких дней очень мало. Обычно хоть на одном уроке из семи происходит что-то, что заставляет тебя думать, что все не зря. Например, один мальчик из шестого математического класса внезапно придумал алгоритм Евклида и с гордостью презентовал его перед классом как свою собственную идею. Честное слово, я пришла домой и прыгала от радости по комнате, вспоминая эту историю.

Наверное, рано пока заглядывать далеко в будущее, но сейчас, перед началом третьего учебного года, я убеждена, что останусь в образовании навсегда. Оказывается, для счастья нужно совсем немного: умные дети, интерес к предмету, немного терпения, олимпиады по выходным и, конечно, чтобы год начинался первого сентября.

Маргарита Трошкина, 26 лет, учитель истории и обществознания, школа №1248

Маргарита Трошкина

© Егор Рогалев / МОСЛЕНТА

Я закончила философский факультет МГУ, кафедру антропологии, и сейчас продолжаю там учиться в аспирантуре. Получив диплом, поработала секретарем, но мне это не очень понравилось, я решила сменить профессию и вот, стала учительницей. Сложилось это так: родители отправили меня с младшей сестрой в летний спортивный лагерь. Одну ее отпускать не хотели, только под моим присмотром. Так я оказалась за старшую в большой компании детей и поняла, что у меня хорошо получается общаться и ладить с ними. Вернувшись, я позвонила своей бывшей однокласснице, которая работает учительницей в школе, где мы вместе учились, и попросила узнать, есть ли у них вакансии. Мне быстро перезвонили и предложили вести не только обществознание, но и историю, что в мои планы поначалу не входило. Но я согласилась.

В школе мне нравится: и директор, и два завуча, и моя классная руководительница, которых я помню еще по своей учебе, до сих пор работают, и мы очень душевно общаемся. Они мне помогают советами и по работе, и в личном плане.

Мне сразу дали серьезную нагрузку — 18 часов в неделю, доверили вести занятия у пятых, шестых и восьмых классов. С восьмиклассниками у меня тогда было десять лет разницы, и я немного волновалась, как они меня примут, но все пошло хорошо и отношения сложились доверительные и теплые. Временами, правда, приходилось напоминать им про субординацию, потому что мы вместе ходили не только на экскурсии, но и на концерты, на которые они меня приглашали. Например, весной ходили все вместе на рэпера Noize MC.

Михаил Фомкин, 26 лет, учитель географии, школа №1286

Михаил Фомкин

© Егор Рогалев / МОСЛЕНТА

У меня сестра — географ, и еще в школе я очень вдохновился фотографиями с ее выездных полевых практик: дикие просторы, горы, сопки. К тому же, когда я в детстве пришел на курсы профессиональной ориентации, все результаты тестирования показали, что я буду прекрасным педагогом. Эти два момента сошлись воедино, когда я поступил на географический факультет Московского педагогического государственного университета. И вот, уже четыре года, как я преподаю географию.

Глобусов у меня штук пятнадцать: все их храню и берегу. Аналогий с героем фильма «Географ глобус пропил» у меня не прослеживается, фильм скорее настроил на то, как не стоит выстраивать свое будущее.

Я уже побывал более чем в 30 странах Азии, Европы и Африки, но больше горжусь тем, что объехал практически всю Россию, побывал в отдаленных диких местах вроде Камчатки, Сахалина, Кольского полуострова, проехал на поезде Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали.

В походы детей пока не водил, но в дальние поездки по России и по разным странам мы выбираемся каждый год. Несколько раз ездил с классами, в которых преподаю, на зимние каникулы в Европу: Францию, Германию, Польшу, Чехию. Недавно была фантастическая поездка в Карелию.

Бывает обидно, когда понимаешь, что школьники лучше запоминают не материал, который я им преподаю, например, типы почв на территории Российской Федерации, а мои истории о том, где я был, куда ездил. Хотя, с другой стороны, получается, что эти рассказы, возможно, будут их вдохновлять на то, чтобы начать самостоятельно путешествовать в будущем, особенно по России.

Анастасия Свирина, 25 лет, учитель географии, школа №2086

Анастасия Свирина

© Егор Рогалев / МОСЛЕНТА

Если бы я лет десять назад определялась с профессией, то вряд ли стала бы учителем. Тогда это была куда более унылая работа: отвел уроки, заполнил кучу журналов и — домой, проверять задания. А сейчас школа меняется, теперь это не только уроки, уроки, уроки, но еще и мастер-классы, и лекции, и выездные занятия.

Когда я еще подростком в летних лагерях заполняла анкеты в тетрадках подруг, то в графе «кем хочешь стать» писала то «журналист», то «юрист», то «балерина», вариантов было много, только не «учитель». В итоге, когда дело дошло до поступления, я подала документы в Московский педагогический государственный университет и поступила. Я подумывала и об историческом факультете, и о факультете искусств, но выбрала в итоге географический, который заманил меня перспективой путешествий по России и за ее пределами.

Моя педагогическая практика началась, когда на пятом курсе я пошла работать в центр раннего развития ребенка, там у меня были малыши от двух до пяти лет. Параллельно я начала работать в музее современного искусства «Гараж» ассистентом в образовательной программе для детей «По следам современных художников». Постепенно опыт, поиск ответов на вопросы по детской психологии и, главное, — ощущение, что, работая с детьми, я делаю важное и нужное дело, привели меня в школу.

Впервые проводить родительское собрание было очень волнительно. Помню, я сидела и думала: «Вот я, такая молодая учительница, выйду выступать перед целым классом родителей, которые лишь немного старше меня. Что они хотят услышать? Чего от меня ждут?»

Самое замечательное в этой профессии для меня — это то, что здесь все по-настоящему. Тут нельзя себе соврать: по глазам детей сразу понятно — интересно им или нет, поняли они твое объяснение или пропустили мимо ушей.

Я уже успела побывать классным руководителем у 5-6-го классов, и сейчас, первого сентября, мне дадут новый пятый класс — естественнонаучный, с усиленным изучением географии, биологии и физики.

Впервые проводить родительское собрание, конечно, было очень волнительно. Помню, я сидела и думала: «Вот я, такая молодая учительница, выйду выступать перед целым классом родителей, которые лишь немного старше меня. Что они хотят услышать? Чего от меня ждут?» А потом поняла, что не надо ничего выдумывать и изображать: расскажу о планах на триместр, о своей жизненной позиции, они поймут, что я за человек, так и познакомимся. И все прошло легко и естественно. Сейчас, в сентябре, мне предстоит новое такое «знакомство с родителями». Конечно, опять буду волноваться, но не так, как в первый раз.

Арслан Хасавов, 27 лет, учитель студии дополнительного образования по журналистике и литературному творчеству, школа №2086

Арслан Хасавов

© Егор Рогалев / МОСЛЕНТА

Я всегда сам любил учиться и с удовольствием делаю это до сих пор.

После репетиторства в студенчестве первый преподавательский опыт я получил на производственной практике журфака МГУ, в магистратуре которого я проучился год после окончания ИСАА. Мне доверили провести несколько лекций для студентов первых курсов, и эти занятия запали мне в душу: здорово было делиться знаниями с молодыми, энергичными ребятами, которые смотрят на этот мир, что называется, широко открытыми глазами. Позднее, работая на радиостанции «Маяк» и в телерадиокомпании «Мир», я часто вспоминал об этом опыте и решил, что при первой возможности начну преподавать.

Cамое сильное впечатление на ребят произвел молодой писатель Михаил Самарский. Ему 18 лет, он учится в МГУ, а свою первую повесть опубликовал в 12. Сейчас у него выходит серия книг в издательстве «Эксмо»

Воплотить этот замысел мне удалось в прошлом году, когда я узнал, что в школе №2086 ищут преподавателя в студию дополнительного образования по журналистике и литературному творчеству. Я прошел собеседование и был принят, несмотря на отсутствие профильного педагогического образования. Сыграл значение тот факт, что на тот момент я уже был активно публикующимся автором и к тому же стал победителем Всероссийского конкурса молодых журналистов-международников за репортаж из Сирии.

Нам удалось наладить выпуск четырехполосной школьной газеты «Линейка», все материалы которой ребята готовят сами. С этой газетой мы поучаствовали в фестивале школьных СМИ на журфаке МГУ, где были отмечены почетной грамотой. Фестиваль позволил ребятам увидеть, как много их ровесников занимается журналистикой, выпускает газеты, и понять, что это, скажем так, кому-то нужно.

В студию, в которой я преподаю, могут бесплатно ходить все желающие школьники, сейчас группа состоит из 12 человек, в основном это ученики 5-8-х классов. С этого года к нам могут ходить и ребята из других школ, некоторые, как я знаю, записались к нам через портал Госуслуг. У нас есть группа «ВКонтакте», там мы с ребятами собираем их наработки, во внеурочное время обсуждаем их идеи. Я сразу даю отклик на статьи и заметки, которые они в этом возрасте часто пишут в порыве вдохновения.

Чтобы придать занятиям разнообразия, я приглашаю в студию журналистов и писателей. У нас в гостях были — корреспондент телерадиокомпании «МИР», ассистент издателя группы Elle, но, пожалуй, самое сильное впечатление на ребят произвел молодой писатель Михаил Самарский. Сейчас ему 18, он учится в МГУ, а свою первую повесть опубликовал в 12 лет. Сейчас у него выходит серия книг в издательстве «Эксмо». Встреча с Михаилом ребят сильно вдохновила, и многие после нее начали писать свои повести и рассказы.