Город

Всем банан и плавленый сырок

Пенсионеров, девушек в платьях и богачей объединил велосипед

© Сергей Бобылев / ТАСС

21 мая в Москве прошла акция «На работу на велосипеде», посвященная пропаганде велокультуры и призванная сплотить сообщество московских велосипедистов. В мероприятии приняли участие тысячи горожан, десятки компаний, а также несколько чиновников московского правительства.

Акция «На работу на велосипеде» раньше проводилась осенью — в международный «День без автомобиля». В этом году фестиваль велоактивизма увеличился в масштабах и приобрел статус отдельного мероприятия. Главное «место силы» — на станции метро «Трубная». Именно здесь 21 мая встречал участников основатель проекта let's bike it! и один из организаторов мероприятия Владимир Кумов.

«В этом году у акции невероятный охват: более 5 тысяч человек зарегистрировалось. Но участников еще больше, потому что регистрируются не все. Многие из тех, кто приезжает сюда, даже не знали, что нужна какая-то регистрация, а заехать решили просто потому, что вчера услышали об акции по телевизору, — рассказал Кумов корреспонденту МОСЛЕНТЫ. — Мы направили письма во все департаменты, а они попросили подведомственные структуры поддержать нас, поэтому на дорогах города очень много чиновников. Департамент дарит им сувениры и подарки».

Действительно, помимо многочисленных чиновников департамента транспорта в акции приняли участие руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский и руководитель департамента территориальных органов исполнительной власти Вячеслав Шуленин. Они живут довольно далеко от мэрии, поэтому воспользовались велосипедами с электромоторами.

На Трубной между тем собралась весьма разношерстная публика. Велотуристы в цветных трико на горных велосипедах, девушки в платьях и туфлях на «круизерах» с корзинками, студенты на «стелзах», блистательные богачи на «электре», хипстеры на «фиксах», бодрые пенсионеры на «аистах» — все хотели получить положенный им банан и плавленый сырок. Большинство участвовали в акции целенаправленно, однако были и такие, кто просто ехал на службу и наткнулся на стойку с кокосовой водой. Разнообразны были и средства передвижения: здесь тебе и навороченные горные велосипеды, и минималистичные складные и чисто прогулочные конструкции для городских фланеров, не говоря уже про самокаты и моноколесо.

МОСЛЕНТА решила воспользоваться возможностью поговорить с участниками о том, как живется велосипедисту в Москве.

© Андрей Лукин /ТАСС

«Я использую складной велосипед, потому что с ним можно зайти в метро и куда угодно. Я пока побаиваюсь дорог, по которым должны ездить нормальные велосипедисты. Каждый день на работу не езжу, предпочитаю участвовать в каких-то массовых покатушках», — рассказывает участница акции Анна. По ее словам, главная проблема — отсутствие велодорожек и несерьезное отношение к велосипедистам со стороны автомобилистов. А вот невозможность принять душ, по ее словам, проблема скорее надуманная: «Отсутствие душа на работе — не проблема. Достаточно просто сбавить темп и взять с собой полотешко. Холодной водичкой обтереться — и нормально. Ничего страшного в этом нет».

Велосипедист Михаил полагает, что при наличии доброй воли городских властей Москва могла бы стать таким же велосипедным городом, как известные европейские мегаполисы: «Я недавно вернулся из Берлина. Там, конечно, фантастические возможности: можно ездить куда угодно. А здесь пока — на свой страх и риск. Я думаю, в Москве вполне может быть как в Берлине. Мы же были там в 1945-м — могли посмотреть, научиться. Шучу».

Собеседник МОСЛЕНТЫ, как и многие, сетует на бессистемность московской велоинфраструктуры: «Я понимаю, что кататься в Сокольниках или парке Горького приятно, но все-таки хочется использовать велосипед как транспорт, а не только как развлечение. Должен быть выбор: поехать в метро, на троллейбусе, на велосипеде или пойти пешком». Михаил не склонен драматизировать проблему автомобилецентричного сознания москвичей. По его мнению, разум так или иначе восторжествует: «Мне кажется, стереотипное представление о том, что успешный человек непременно должен ездить на автомобиле, — странное и немного мещанское. Конечно, успешный человек может владеть машиной. Но успешный — не значит глупый. Если ты понимаешь, что на машине тебе ехать 30 минут и потом несколько тысяч рублей платить за парковку, куда приятнее проехаться по центру на велосипеде».

Сергей тоже думает, что Москва вполне может стать такой же дружелюбной к велосипедам, как Амстердам или Копенгаген: «Решил поддержать эту акцию. Проблема в том, что город пока мало способствует развитию велотранспорта. Мало велодорожек. Но я считаю, что ничто не мешает Москве стать такой же велосипедной, как города Дании. Люди у нас такие же замечательные, как в Европе, достаточно создать условия — и все будут кататься».

© Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

Бордюры — заклятые враги велосипедистов, особенно тех, что катаются на велосипедах с маленькими колесиками. «Стараюсь ездить на работу каждый день, по крайней мере когда нет встреч очень далеко. Дорога — десять километров туда-обратно. Главная проблема — бордюрчики, по которым приходится прыгать, отсутствие велодорожек. Я еду от «Аэропорта» до «Кропоткинской», и мне приходится ехать то по пешеходным маршрутам, то по дорогам. По дорогам, конечно, опасно. Первый год, когда я ездила, велосипедистов было мало, и автомобилисты очень нервно к этому относились, бибикали. Сейчас гораздо лучше», — рассказывает участница акции Мария. При этом она отмечает, что пешеходы велосипедистов боятся до сих пор.

«В чем-то я понимаю людей, которые предпочитают стоять в пробках, но не пользоваться велосипедом. Потому что когда доезжаешь до работы и там нет душа — это довольно проблематично. Приходится выезжать рано утром, чтобы не было жарко», — отмечает девушка.

«Что мешает пользоваться велосипедом в ежедневном режиме? Бордюры, необходимость ездить по дороге в потоке машин. Зачастую водители не очень хорошо реагируют на велосипедистов: сигналят, пугают. Зачем это надо? Пешеходы реагируют лучше. Но хуже всего бордюры. У меня вот маленькие колесики, я не могу по ним скакать», — жалуется еще одна обладательница миниатюрного складного велосипеда. По ее словам, расстояние в 11 километров часто бывает проще преодолеть на метро.

Администратор медицинского центра Галина — из тех, кто катался на велосипеде еще задолго до того, как это стало модным: «Всегда его любила. Вот сейчас я проехала этим бульваром — в нос ударил шикарный запах сирени, у меня прямо лирическое настроение появилось, даже стихи успела сочинить, пока сюда ехала. Я не пользуюсь велосипедом только когда сильный дождь и снегопад. У меня всесезонная резина, кроме того, дороги в Москве почти всегда чистые. Мы катаемся круглый год. Автомобиль я не люблю. Почти все мои знакомые тоже предпочитают по большей части передвигаться не на машине, а на велосипеде. Это такое братство, сообщество».

Для Галины главная проблема — провезти велосипед в электричке: «Мне тяжело проходить с велосипедом через турникет на платформу. В новых электричках с велосипедом практически негде пристроиться. Электрички — это тяжелый случай».

Как уже не раз упоминалось, для многих велосипедистов головную боль представляет проблема внешнего вида. Как добраться на работу и при этом не пропотеть насквозь? Многим трудно представить себя отчаянно накручивающим педали на крутом подъеме и себя же, спешащего на службу в красивой рубашке. Впрочем, для некоторых такой проблемы не существует. «Вообще-то спортивная одежда желательна. Хотя все ездят по разному. Те, кто в цивильной одежде, едут не торопясь. Мне это не интересно. Тем более что на работе у меня есть возможность и переодеться, и душ принять. Поэтому я надеваю нормальную велосипедную форму», — рассказывает Андрей.

Он катается на велосипеде всю жизнь и, конечно, не только по городу: «Из того, с чем я сталкиваюсь постоянно, самое неудобное — это перекресток с нерегулируемым поворотом направо. Я же должен прижиматься к бровке. И когда меня слева обходят и перед носом поворачивают — машины не всегда понимают, что я могу догнать на повороте. 30-40 километров в час на велосипеде можно ехать совершенно спокойно. Зачастую люди этого не понимают».

На Фрунзенской набережной

© Артем Геодакян / ТАСС

Андрей не отрицает значимость велодорожек, с этим в Москве пока не все гладко: «Сейчас собираются доделывать дорожку от Мытищ до Котельнической набережной — вдоль Яузы в основном. Это очень хорошо, потому что это транзит. Кроме того, там много парковых зон. А вот положили дорожку от Поклонной горы на Ленинские горы — сэкономили. Вместо того чтобы вдоль Сетуни ее класть, вдоль речки, проложили по Мосфильмовской улице. Ну, можно и так, конечно, но удовольствия по ней ехать — никакого».

Поскольку большинство велосипедистов — довольно занятые люди, и действительно ехали 21 мая на работу, акция получилось распределенной не только в пространстве, но и во времени.

После 11 дня закончили работать «энергетические точки», участники разъехались по офисам. Однако в 19:30 люди вновь собрались на перекрестке Пятницкой улицы и Климентовского переулка — для того чтобы принять участие во флешмобе. Велосипедисты выстроились вдоль проезжей части с плакатами: «Я работаю юристом и езжу на велосипеде», «Велосипед — мой фитнес-центр», «Да, я езжу на велосипеде на каблуках», «Я не боюсь превысить 79 км/час», «Никто не эвакуирует мой транспорт», «Я не занимаюсь велоспортом» и т.д. Все дружно звенели в звонки, автомобилисты бибикали в ответ, пешеходы улыбались и шутили...

Антон Котенев