Образование

Как архитектура влияет на образование

Чему учат школа-завод, школа-город и школа-парк

© Сергей Пятаков / РИА Новости

Руководитель проекта «Умная школа» Марк Сартан рассказал о том, как должна измениться архитектура образовательных учреждений, чтобы соответствовать духу времени и концепции «перевернутого класса». Выступая в институте «Стрелка» он объяснил, чем школа-парк должна отличаться от школы-завода из клипа Pink Floyd «We don't need no education».

Руководитель проекта «Умная школа» Марк Сартан рассказал о том, как должна измениться архитектура образовательных учреждений, чтобы соответствовать духу времени и концепции «перевернутого класса». Выступая на проводившемся институтом «Стрелка» круглом столе «Как архитектура школы влияет на образование», он объяснил, чем школа-парк должна отличаться от школы-завода из клипа Pink Floyd «We don't need no education».

Когда вы едете по нашей стране и видите школу, даже если мельком из окна поезда, или автомобиля, какая бы она ни была: городская, сельская, начала XX века, начала XXI века, — вы всегда знаете, что это школа. Почему? Как мы это считываем?

Мы видим некоторые характерные особенности этих зданий. У них промышленный безликий вид типового здания индустриальной эпохи, похожего на завод и казарму. Равномерное, если не сказать «скучное», распределение по фасаду одинаковых окон, единый вход-портал, одинаковый размер классных комнат, прямые пустые коридоры, неизменность плана всех этажей, монотонные цветовые решения.

Это все признаки производства, это фактически завод по производству человеческого материала, и, скажем честно, методом конвейерно-групповой обработки. Знаменитый клип Pink Floyd — «We don't need no education» из фильма «The Wall» блестяще раскрывает эту метафору школьного конвейера. И она не нова, она есть в опубликованных еще до выхода фильма книгах Майкла Гриндера «Исправление школьного конвейера» и Джона Гатто «Фабрика марионеток».

Московская гимназия №1576

© ООО "Издательский дом Родионова"/ ТАСС

В школе XX века было востребовано очень много феноменов из области производства, военного дела, из мира фабрик, заводов, конвейеров, казарм. Мастерские, цеха, бюро, станции, бригады, экспедиции прямо относят нас к какой-то довоенной школе, какой-то советской школьной классике — отряды, командиры, дружины, походы, штабы, штурмы.

Школа-завод учит простой вещи — тому, что ты заготовка, тебя обрабатывают. Взрослые лучше знают, что тебе надо, куда тебе идти, где сидеть, что слушать, что отвечать

Даже сейчас, по-моему, в школьной эстетике присутствует чисто военная тематика. Я вспоминаю детскую повесть раннего Алексина, в которой была организация, которую дети сами придумали и создали, называлась она «Бодопиш»: «Боевой домовый пионерский штаб» — сразу два военных термина в одном названии. И вот опять же мы прибегаем к образам из клипа «Pink Floyd»: и казарма, и марширование строем, и конвейерная обработка равномерно сидящих детей тоже здесь присутствует.

Если взять планы типовых школ, то заводская конвейерная эстетика здесь очевидным образом присутствует. И чему учит школа-завод?

Она учит работать в типовом производстве, и вообще готовит к труду. Обратите внимание, что из современной школы частично ушла эта тема — подготовки к труду. Тематика расширилась, теперь мы говорим «школа готовит к жизни».

Школа-завод учит простой вещи — тому, что ты заготовка, и клип Pink Floyd нам помогает это визуализировать. Ты заготовка, тебя обрабатывают. Взрослые лучше знают, что тебе надо, куда тебе идти, где сидеть, что слушать, что отвечать. И здание школы-завода соответственно учит тому же самому.

Новгородская гимназия номер 4

© Константин Чалабов / РИА Новости

Современное школьное здание, как мы можем легко убедиться, выглядит не так. Оно уже совсем не похоже на завод. Если мы обратимся к планам зданий, то увидим, что школа изменилась — у нее появились крылья, коридоры, улицы, центральные площади, в которых стекается людской трафик, и у нее совершенно другие, противоположные характерные особенности.

Современная школа прозрачна, зонирована, окрашена, в отличие от монотонных решений старой школы. Это совсем другая метафора, совсем другой вид, и феномены там другие

Если мы вспомним, у старых школьных зданий был одинаково безликий промышленный вид, а для новых школьных зданий характерно визуальное своеобразие, они отличаются друг от друга на вид, и их внутреннее пространство уже не состоит из монотонно одинаковых классов, оно разнообразно и трансформируемо.

У современной школы много входов, а это уже меняет структуру, ведь на конвейере не может быть много входов, у него один маршрут. Современная школа прозрачна, зонирована, окрашена, в отличие от достаточно монотонных решений старой школы. Это совсем другая метафора, совсем другой вид, и феномены там другие. В современной школе мы говорим о вариативности, то есть о выборе, о развилках на пути этого выбора, об образовательном маршруте. Мы говорим об индивидуализации образования, о том, что там есть общественные пространства, о том, что в школу приходят сообщества, что школа приходит в сообщества, что там возникают участники отношений, и даже Закон «Об образовании» говорит о том, что у нас есть учителя, родители и ученики, как участники образовательных отношений. Это другая метафора, можно говорить о том, что это школа-город. И визуально, если брать пример британской школы под Оксфордом, опыт которой мы изучали, — это школа-город. Естественно, она обладает другими феноменами и учит другим вещам.

Школа "Иннова" на окраине Лимы в Перу представляет собой новый формат детского образования в стране, в которой есть только либо ужасные государственные школы, либо традиционные частные школы для богатых

© Enrique Castro-Mendivil / Reuters

Само слово «город» рождает на всех языках слово «гражданин»: бюргер, ситизен, ситуайен. Если ты гражданин, живущий в городе, то ты принимаешь участие в жизни, которая вокруг тебя проистекает, у тебя есть собственная воля, права.

Когда мы разрабатывали «Умную школу», обсуждали проект со «Стрелкой», нам нужен был прорыв, мы говорили о том, что школой-городом уже никого не удивишь, это должно быть здание будущего, соответствующее образовательному результату. Этот результат — человек, который умеет ответственно распоряжаться собственной жизнью. Мы твердо уверены, что здание должно строиться под образование, под результат, а не наоборот, поэтому сейчас мы будем говорить о том, чему школьное здание будущего должно учить, какие в нем должны быть феномены от образовательного результата.

Школа для девочек Рэвенсвуд, Сидней

© Изображение: wikimedia.org

Сейчас много говорят о концепции «перевернутого класса» — Flipped class-room: при оцифрованном знании его усвоение происходит дома в цифровом виде. А в школу ребенок приходит за другим — не для того, чтобы послушать учителя, который ему сообщит это знание, а для того, чтобы с этим учителем заняться упражнениями, дискуссией, проектной деятельностью, исследованиями, созданием результатов или продуктов. Характер учебы меняется, он становится творческим, преобразующим. Это не просто пассивное впитывание знаний, а личная вовлеченность: появляется деятельность, у которой должен быть результат. И эти задачи воспитания возникают не просто так, а из глубоких цивилизационных оснований.

Понятно, откуда родилась школа-парк — она больше всего соответствует концепции распоряжения собственной жизнью. Она учит тому, что ты автор свой жизни, потому что парк — это место, где ты можешь формировать пространство, маршруты

Для школы будущего, особенно для «Умной школы», важна тема проектирования собственной жизни. Раз мы говорим, что человек должен уметь ответственно распоряжаться жизнью, значит, он должен уметь ее проектировать. Поэтому, проектная деятельность в «Умной школе» — это принципиально важная линия всей образовательной системы.

Архитектура должна быть образовательным инструментом, и сегодня отзывчивое пространство, ландшафтный дизайн, природный урбанизм — это все важные вещи для той школы, которая воспитывает ребенка, умеющего ответственно распоряжаться собственной жизнью.

Вот три метафоры: школа-завод, школа-город и школа-парк. Понятно, откуда родилась школа-парк — из того, что она больше всего соответствует концепции распоряжения собственной жизнью. И чему учит школа-парк? Тому, что ты автор свой жизни, потому что парк — это место, где ты можешь формировать пространство, маршруты, собственную жизнь. Таким образом вот три ответа на один и тот же вопрос, в зависимости от того, какой эпохе какое здание соответствует. Чем учит школьное здание? Школа-завод учит тому, что ты заготовка, школа-город учит тому, что ты гражданин, и школа-парк и «Умная школа» учат тому, что ты автор собственной жизни.

Марк Сартан — руководитель проекта, генеральный директор ООО «Умная школа»

© архив пресс-службы

Проект «Умная школа» развивается с 2011 года по инициативе Тины Канделаки. Он должен начать работать уже в 2018 году и обещает стать самым инновационным и ярким образовательным проектом в современной России. На средства благотворительного фонда «Новый дом» (общий объем инвестиций составит 3,5 миллиардов рублей) в Иркутске на берегу Ангары будет построен образовательный кластер из 37 зданий: коттеджи, в которых дети-сироты будут жить в полноценных приемных семьях, детский сад и школа, где будут учиться и дети из обычных семей, мастерские, спортивный и культурно-досуговый комплекс. Здесь будут учиться дети с разными образовательными, эмоционально-психологическими и физиологическими особенностями. Международный конкурс на создание архитектурной концепции «Умной школы» в Иркутске провело КБ «Стрелка».

Основная цель «Умной школы» — создать работающий механизм всестороннего образования, развивающего «способность делать неангажированный выбор жизненного пути». По замыслу организаторов, престиж обучения в «Умной школе» приведет к тому, что лучшие школьники региона из благополучных семей будут стремиться поступить в нее на конкурентной основе, чтобы учиться вместе с детьми-сиротами. После открытия «Умной школы» все наработки по проекту будут переданы Министерству образования, частным инвесторам и всем, кто проявит к нему интерес.