Город

Святее патриарха

Обозреватель МОСЛЕНТЫ — о внезапно отмененном концерте в Успенском соборе Кремля

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время божественной литургии в Успенском соборе Московского кремля

© Сергей Пятаков / РИА Новости

Вчера в Санкт-Петербурге дремучий религиозный радикализм столкнулся с реальностью ХХI века. Это привело к трагедии, гибели ни в чем не повинных российских людей. И заставило задуматься, а сами-то мы порой в какую сторону движемся?

Вчера в Санкт-Петербурге дремучий религиозный радикализм столкнулся с реальностью ХХI века. Это привело к трагедии, гибели ни в чем не повинных российских людей. И заставило задуматься, а сами-то мы, порой, в какую сторону движемся?

Георгий Олтаржевский
обозреватель

Уже почти месяц культурная Москва наслаждается выставкой «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель», которую совместно подарили нам сотрудники Музеев Кремля и французского Центра Национальных Памятников. Это выдающееся событие, о котором мечтали все россияне, которым не безразлична культура средневековой Европы. Заметьте, культура вполне христианская. Короля Людовика IX не случайно назвали святым — он действительно стал олицетворением служения богу, хотя одновременно был монархом и рыцарем-крестоносцем.

Основной проекта стала выставка удивительных вещей из нескольких французских музеев и нашего Эрмитажа, посвященная западноевропейскому искусству ХIII-XIV веков. Она развернута в Патриаршем дворце московского Кремля. Кстати, некоторые экспонаты впервые покинули пределы Франции! Кроме этого, в рамках проекта проводятся лекции известных культурологов и ведущих историков-медиевистов, специальные развивающие программы для детей. А еще концерты.

На 4 и 21 апреля в Успенском соборе Московского Кремля были запланированы два концерта: «Короли и трубадуры» и «Пасхальная музыка. От парижской школы Нотр-Дам до песнопений византийской традиции». Они обещали стать ярчайшим событием в культурной жизни наших стран — впервые французская средневековая музыка должна была звучать в неповторимой акустике старинного русского собора. Причем, музыка аутентичная, сыгранная на уникальных средневековых инструментах — виелах (фидлах), цитолях и арфе. Ажиотаж возник колоссальный, и все билеты были распроданы заранее.

Однако стены Успенского собора средневековую музыку не услышат — в последний момент концерт был перенесен в Патриаршую палату. Как оказалось, по просьбам верующих, которые сочли это мероприятие кощунственным.

Первым шум поднял небезызвестный борец за всех обиженных и православных Всеволод Чаплин. Это было более недели назад. В определенных кругах его услышали и поддержали. В итоге, на свет божий появилось гневное письмо руководителей четырех «православных фондов» в адрес президента Путина, премьера Медведева и, заметьте, упомянутого последним, патриарха Кирилла с просьбой остановить это «святотатство»:

«Проведение же светского концерта в главном соборе России рядом с величайшими святынями — немыслимо и недопустимо: это поругание святынь. Намеченный концерт светской трубадурной музыки у амвона сопоставим по своему кощунству с «выступлением» Pussy Riot в храме Христа Спасителя». О как! И вывод: «Просим Вас пресечь это кощунство и святотатство и запретить проведение этого и любых других концертов в храмах Московского Кремля, где находятся святыни, дорогие сердцу каждого православного человека».

На открытии проекта присутствовали высшие чиновники государства от главы Газпрома Алексея Миллера и недавнего главы администрации президента Сергея Иванова до вице-премьера Ольги Голодец и министра культуры Владимира Мединского. Естественно, была и внушительная французская делегация во главе с послом Жаном-Морисом Рипером. Трудно заподозрить, что при таком уровне официального представительства программа фестиваля не была заранее утверждена на высшем уровне. В том числе и программа концертная. И вдруг, такой конфуз. Можно сказать, ославились на весь мир.

Первой под письмом стоит подпись скандально известного президента Русского культурно-просветительного фонда имени святого Василия Великого Василия Бойко-Великого, следом — председателя правления Фонда по постановке памятника Патриарху Гермогену Галины Ананьиной. Далее представлены некий фонд Славянской письменности (А.Бочкарев) и фонд «Русский Витязь» (Д.Лысенков). Последний, судя по уставным документам, создан, чтобы занимается издательской деятельностью.

Честно сказать, организации даже в религиозной системе координат не самые видные, а скорее, маргинальные. Во всяком случае, судя по призывам на их официальных сайтах, там, где они вообще есть. В любом случае, это мнение четырех подписавших письмо частных лиц, не более того. И надо же, оно услышано и удовлетворено.

На сайте Музеев Кремля объяснений причин переноса нет, но есть извинения: Патриаршие палаты будут вынужденно закрыты сегодня, 4 апреля с трех часов дня. Видимо, необходимо подготовить зал к концерту, ради чего пришлось пожертвовать интересами тех, кто хотел посмотреть выставку. А ведь кто-то мог приехать из других городов, заранее купить недешевые билеты.

До сих пор не ясно, кто принимал решение. Вряд ли, организаторы проекта, они явно оказались не готовы к внезапному переносу. Официальная церковь вроде бы тоже не при чем — патриарх не среди подписантов, а в списке тех, к кому обращаются, пусть и последним.

Хотя, по логике, именно он должен отстаивать интересы православия, и к нему первому должны обращаться униженные и оскорбленные верующие. Но они предпочитают власть светскую, и она (о чудо!) их понимает лучше власти церковной. Мы ведь не ничего слышали о просьбе патриарха к властям, он вообще на эту тему не высказывался.

В религии нет ничего плохого, вера в бога в нашей стране разрешена. Но все же, государство у нас светское и, исходя из этого, власть должна стоять в первую очередь на страже светских интересов. Однако на деле получается, что она защищает даже не общехристианские, а конфессиональные традиции, вставая за ортодоксальное православие и выступая против католиков.

Концерты в Успенском соборе проводятся регулярно, часто бывают они в Храме Христа Спасителя и в других церковных зданиях. А для Европы это давно норма. И конечно нельзя не вспомнить, что Успенский собор является памятником истории, и церкви не передавался. Или мы чего-то не знаем, и в каком-то чиновничьем кабинете уже лежит втихаря подписанный указ, как это было в случае с Исаакиевским собором?

Если у нас светское государство XXI века, то мы должны жить по нормам, принятым именно в светском государстве нашего времени. А если кто-то хочет вернуться в средневековье, то сначала нужно спросить граждан, готовы ли они к этому.

А не позорить россиян перед всем миром, ссылаясь на просьбу группы обиженных религиозных маргиналов.

Кстати, через две с небольшим недели в Успенском соборе в рамках той же программы запланирован еще один концерт, теперь уже вполне вписывающийся в ортодоксальные каноны, ибо звучать в нем будет исключительно духовная пасхальная музыка – как средневековая французская, так и православная византийская.

Неужели, и это вызовет гнев какого-нибудь смиренного и богобоязненного сообщества?