История

«Последний раз такое было при Брежневе»

Как Москве вернули исчезнувшее и уже забытое метро

© Фото: Илья Фаминцын

С 18 апреля по 10 мая в галерее на станции Выставочная проходит фотовыставка «Образы прошлого в Московском метро». МОСЛЕНТА узнала у куратора проекта, Анастасии Грушецкой, почему 47 фотографий снимали 7 месяцев и только по ночам.

Фотосъемку, которую выставляет сейчас Музей Москвы в галерее «Метро» на станции Выставочная, мы вели семь месяцев. Старались максимально приблизиться к исторической фактуре и организовать все так, чтобы в кадр не попадали лишние люди, современные средства навигации и информации.

Музей Москвы и столичный метрополитен раз в месяц проводят ночные экскурсии на отреставрированном ретропоезде 1934 года выпуска, и мы проводили съемки во время этих экскурсий. Чтобы не мешать туристам, мы старались организовать все так, чтобы реконструкторы создавали определенный антураж, историческую фактуру.

На кадрах – не актеры и не форма, взятая где-нибудь на «Мосфильме», а специально воссозданные костюмы 1930-1950-х годов. Причем в некоторых случаях оригиналы уже утрачены, а реконструированные образцы – единственные на свете.

Анастасия Грушецкая
куратор выставки «Образы прошлого в Московском метро»

На одной из станций экскурсантов встречали взрослые и дети в образах 1930-х, 1940-х и 1950-х годов: военные, дипломаты и простые москвичи. Конечно, экскурсанты каждый раз были приятно удивлены.

В итоге получилось пять съемочных смен, после которых мы отобрали 47 фотографий с разными образами. Съемка проводилась в довольно-таки сложных условиях, потому что остановка ретропоезда на станции длится пять минут - за это время мы успевали сделать два-три кадра.

Самое уникальное в этом проекте то, что в нем принимали участие реконструкторы. Это люди, которые коллекционируют антиквариат, винтаж, изучают научные источники и с максимальной достоверностью создают свои образы.

Алена Рачинская в белом летнем парадном френче с юбкой железнодорожниц образца 1932 года. На петлицах - знаки различия МИИТа (шестигранники алой эмали). Такой же френч носили все сотрудницы Народного комиссариата путей сообщения СССР, в том числе прикомандированные к метрополитену. Реконструкция 2016 года. Мастера: Алексей Кузнецов, Александр Зубкин.

© Фото: Илья Фаминцын

Люди приходили как в гражданской, так и в форменной одежде. И если в первом случае это были в основном винтажные платья, костюмы и аксессуары, то все форменные костюмы метрополитена и железной дороги – это уникальные воссозданные образцы. Причем в некоторых случаях оригиналы уже утрачены, а реконструированные образцы – единственные на свете. Над ними трудилась целая историческая лаборатория, которая восстановила их на основе оригинальных эскизов: от пуговиц до кроя. Была проведена сложнейшая работа. Последний раз такого рода выставки проводились при Брежневе.

Так что на кадрах – не актеры и не форма, взятая где-нибудь на «Мосфильме», а специально воссозданные костюмы 1930-1950-х годов. Наши партнеры по этой выставке из Общества транспортной истории «Северный вокзал» больше всего занимаются реконструкцией, связанной с железной дорогой и метрополитеном. Они работают с киносообществом в качестве консультантов, и отшивают форменную одежду для некоторых фильмов.

Костюмы были представлены как довоенного периода, который можно отличить по петлицам на форменной одежде, так и послевоенных лет, когда уже появились погоны. В результате, на фотографиях проекта можно увидеть очень разные образы, в том числе и иностранцев в элегантных европейских костюмах.

Самый уникальный объект, представленный в нашей съемке – это отреставрированный вагон типа «А» 1934 года. Всего их сохранилось три, метрополитен их бережно отреставрировал. Один из них, вагон №1, – самый первый в истории Московского метро, именно в нем ехали Лазарь Моисеевич Каганович и члены комиссии, принимавшие первую линию метро. Последний из этих трех вагонов был найден в ночном клубе байкеров, - он много лет простоял на улице, после чего его передали на реставрацию и сейчас он включен в экскурсионный состав.

Антон Больных в образе представителя «социально близкого (криминального) элемента» демонстрирует костюм и классическую для 1950-х годов хлопковую сорочку в полоску. Юлия Мар в образе иностранки в уникальном платье-футляре 1950-х годов с обсидиановыми пуговицами. Образ дополняют оригинальные шляпка и сумочка (Европа, 1950-е годы).

© Фото: Илья Фаминцын

Владимир Гольский в образе главного старшины Народного комиссариата военно-морского флота СССР в повседневной нестроевой форме образца 1943 года. На Екатерине Архиповой - женский костюм по моде 1940-х годов. Образ дополнен горжеткой и жемчужной сумочкой из личной коллекции.

© Фото: Илья Фаминцын

Слева направо: Всеволод Васьков в повседневном вне строя (для выхода в город) форменном мундире командира Наркомата Военно-морского флота СССР. На супруге моряка Светлане Воротынцевой повседневный летний костюм 1930-х годов. Предметы одежды подлинные. Справа - Анастасия Грушецкая в форменном платье Наркомата военно-морского флота образца 1939 года, принятом на метрополитене и железной дороге после 1949 года с заменой знаков различия. Мастера: Алексей Кузнецов, Александр Зубкин.

© Фото: Илья Фаминцын

Арина Белякова в образе супруги сотрудника НКВД в 1940-е годы. Оксана Прохорчук в образе супруги партийного работника по моде 1930—1940-х годов в бархатном платье, шерстяном жакете, модной антикварной шляпке и с подлинной сумочкой. Дмитрий Архангельский в образе хулигана в светлых штанах клеш, в рубашке, тельняшке, пиджаке и кепке. Алексей Лукоянов в образе сотрудника НКВД.

© Фото: Илья Фаминцын