Дети

Что показывает новый рейтинг школ

Слияния и поглощения сильнее всего влияют на позицию образовательных центров

© stroi.mos.ru

В рейтинге школ, опубликованном департаментом образования Москвы 18 августа, не сразу видны изменения по сравнению с прошлыми годами. В первой десятке, например, практически те же заведения, что и год, и два назад. МОСЛЕНТА выяснила, какие критерии оценки появились в этом году и как меняется топ-300.

В рейтинге школ, опубликованном департаментом образования Москвы 18 августа, не сразу видны изменения по сравнению с прошлыми годами. В первой десятке, например, практически те же заведения, что и год, и два назад. МОСЛЕНТА выяснила, какие критерии оценки появились в этом году и как меняется топ-300.

Высокие позиции в рейтинге заняли созданные буквально год-два назад лицеи и гимназии при вузах, которые не имеют ни начальных, ни средних классов. Так, лицей Высшей школы экономики, впервые выпустивший 11 класс, сразу оказался на 22-м месте. Предуниверситарий МИФИ занял 20-е место еще в прошлом учебном году и сохранил его в нынешнем рейтинге.

В этом не видит ничего удивительного руководитель дирекции общего образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Вячеслав Лозинг. «Московский рейтинг основан на образовательных результатах, которые проверяются с помощью ЕГЭ, ОГЭ и олимпиад, — объясняет он. — У выпускников лицея НИУ ВШЭ феноменальные результаты, поэтому 22-е место можно считать высоким достижением лишь первый год. Дальше лицей будет только подниматься».

Получается, самый большой вес в официальной оценке столичных школ имеет учеба старшеклассников. А школы-лидеры в подавляющем большинстве набирают себе старшеклассников на конкурсной основе, что, по мнению эксперта Всероссийского фонда образования Олега Сергеева, ставит их в неравные условия с районными школами, в которые ходят все дети без разбора. «Учителя обычных школ испытывают самую большую нагрузку, но их школы просто не попадают в рейтинг (в него входит только 300 учебных заведений, а их в столице, по данным департамента образования на начало прошлого учебного года, было порядка 750 — прим. МОСЛЕНТЫ), — говорит Сергеев. — Критерии этого и других существующих рейтингов не дают объективной оценки деятельности школ».

Школа, принявшая детей с инвалидностью, получает баллы в рейтинге, а как организована работа с такими детьми, никого не интересует

Зато эти критерии и собственно рейтинг отражают приоритеты департамента образования. А они у чиновников меняются. Так, в этом году при составлении рейтинга впервые учитывали, сколько в школе детей-инвалидов, сколько участников городских олимпиад типа «Не прервется связь поколений» и сколько состоящих на учете в полиции не попались во время учебного года на месте преступления.

Если объединились две школы, в которых было по одному победителю олимпиад, у нового образовательного комплекса вдвое больше победителей, чем у каждой школы до слияния

© Александр Кряжев / РИА Новости

Благодаря этому изначально неплохой технический лицей №1501 в рейтинге 2012-2013 учебного года был на 51-м месте, в следующем году, объединившись со школами с углубленным изучением иностранного языка и химико-биологической школой, — уже на 10-м, а в новом рейтинге — после слияния с интернатом для слабослышащих и детсадом для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата — очутился и вовсе на 4-м месте. «Наш лицей прошел процедуру объединения с другими образовательными учреждениями по районному признаку, — рассказывает замдиректора многопрофильного лицея № 1501 Наталья Ромашкина. — Но все эти школы оказались очень хорошими — где детей учат, а не натаскивают на сдачу ЕГЭ и ОГЭ. Специально на рейтинг мы не работаем, но стараемся повышать планку».

Всеволод Луховицкий, учитель русского языка и права в школе «Интеллектуал» и член совета межрегионального профсоюза «Учитель», не советует родителям ориентироваться на этот рейтинг при выборе школы для ребенка. «Этот рейтинг составлен для поддержки школ, соответствующих требованиям департамента образования, — говорит Луховицкий. — Например, в департаменте сказали: в школе должно быть инклюзивное образование. Но финансирования для этого нет. Школа, принявшая детей с инвалидностью, получает баллы в рейтинге, а как организована в школе работа с такими детьми, никого не интересует. В результате в наш профсоюз обращаются родители детей с аутизмом, которым обещали дать финансирование на тьюторов — такие индивидуальные сопровождающие необходимы для обучения аутистов — а теперь не дают».

Кому-то нужна дрессировка на сдачу ЕГЭ, кому-то — школа с театральными и музыкальными занятиями, кому-то — в первую очередь внимательный присмотр и хорошее питание

Такой же формальный, на его взгляд, подход в этом рейтинге и по другим критериям — например, по числу победителей во Всероссийской олимпиаде школьников. «Если объединились две школы, в которых было по одному победителю, у нового образовательного комплекса вдвое больше победителей, чем у каждой школы до слияния, — объясняет Луховицкий. — Но реально результаты не улучшились. Рейтинг этого не учитывает».

Для выбора школы своему ребенку, по мнению Луховицкого, родителям прежде всего стоит сформулировать, чего хотят от школы они сами. «Кому-то нужна дрессировка на сдачу ЕГЭ, кому-то — школа с театральными и музыкальными занятиями, кому-то — в первую очередь внимательный присмотр и хорошее питание, — продолжает он. — Все знания об учителях и школах можно почерпнуть из общения с родителей детей, которые гуляют с вашим ребенком во дворе и ходят вместе с ним в детский сад, а также на родительских онлайн-форумах».