Город

Путешествие во времени

Директор Музея Москвы Алина Сапрыкина о том, как история меняет город

© Агентство «Москва»

Старейшему культурному комплексу столицы — 120 лет. За это время концепция его пространства менялась пять раз. Сейчас — это площадка, которая известна не только экспозициями, но и тем, что помогает выстраивать диалог жителей с разными культурными традициями, объединяет профессионалов и начинающих авторов, а еще меняет город. В больших планах музея — организация постоянной экспозиции и открытого хранения фондов, новые выставки и форматы работы, проведение экскурсий по Москве на разных языках. МОСЛЕНТА встретилась с генеральным директором Музея Москвы — Алиной Сапрыкиной на Московском культурном форуме и узнала, какие изменения ждут город в ближайшие годы

Старейшему культурному комплексу столицы — 120 лет. За это время концепция его пространства менялась пять раз. Сейчас — это музей-площадка, которая известна не только экспозициями, но и тем, что помогает выстраивать диалог жителей с разными культурными традициями, объединяет профессионалов и начинающих авторов, а еще меняет город. В больших планах музея — организация постоянной экспозиции и открытого хранения фондов, новые выставки и форматы работы, проведение экскурсий по Москве на разных языках. МОСЛЕНТА встретилась с генеральным директором Музея Москвы — Алиной Сапрыкиной на Московском культурном форуме и узнала, как Музей Москвы изменит себя и город в ближайшие годы

Лицо и сердце

Городские музеи есть во многих крупнейших городах мира — Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Шанхае и других. Среди культурных пространств в честь этих мегаполисов Музей Москвы - один из старейших и с богатой коллекцией. В его фонде собрано около миллиона предметов — одна из крупнейших коллекций в России.

Мы хотели бы вернуть исторический облик нашему памятнику архитектуры. Это одно из выдающихся творений ампира, при этом удивительное по лаконичности, строгости и простоте

Алина Сапрыкина
генеральный директор Музея Москвы

В 30-х годах XIX века на территории сегодняшнего городского музея были построены провиантские склады, спроектированные Василием Стасовым и Федором Шестаковым. В зданиях, построенных в стиле ампир, сначала хранили продукты для императорской армии.

«Каждый из трех корпусов Провиантских — это 30 метров в ширину, 80 метров в длину, то есть площадь одного этажа внутри более двух тысяч квадратных метров, в каждом здании по Стасову — 2 этажа с высокими потолками в 5 метров и без всяких перегородок и галерей. Когда здесь были гаражи — все внутренние пространства перестроили. Недавно был разработан проект реставрации комплекса: для нас важно — восстановить исторический облик и бережно встроить в него современный музей», — объясняет Алина Сапрыкина.

Сегодня матеморфозы можно заметить только внутри музейного пространства: корпуса реставрируют один за другим, в том числе, чтобы в 2019-м на четырех тысячах квадратных метров на двух этажах открылась первая постоянная экспозиция музея.

«В корпусе, который широким фасадом смотрит на Садовое кольцо, мы и видим нашу будущую постоянную экспозицию. В этот корпус должен быть вход с Садового кольца и со двора — то есть сквозной, — объясняет Алина Сапрыкина. — Постоянная композиция — это сердце музея, то, что делается всерьез и надолго на 5-10 лет. Пока же Музей Москвы живет временными выставками».

Бывшие провиантские склады, в которых сейчас размещается Музей Москвы.

© mosmuseum.ru

Два проекта постоянной экспозиции уже готовы. Осталось выбрать.

«С одной стороны это как бы путешествие во времени, реконструкция Москвы с древности до наших дней. Второй подход — тематический: мы смотрим на наш город как на перекресток разных культур. Современный мультимедийные технологии, которые должны использоваться в экспозиции, дают удивительные возможности, и они очень быстро развиваются, каждый год появляется что-то новое. При этом, конечно, упор будет на подлинники — в нашей коллекции собраны все самые главные артефакты, которые отражают историю и современную Москву в ее многообразии», — рассказывает Алина Сапрыкина.

Открытый музей

Другое новое пространство в Музее Москвы начнут создавать в 2020-м году: предметы из миллионного музейного фонда будут представлены на двух тысячах квадратных метрах открытого хранения. Такой формат экспонирования сегодня известен во всем мире.

«Чтобы уникальные коллекции не попадали в формат складского хранения, есть такой подход, как открытое хранение: и хранилище, и выставка, и научно-методический центр, и шоу. Его можно посетить, даже когда за стеклом работают реставраторы. Туда могут ходить студенты и школьники», — объясняет Алина Сапрыкина.

Концепция «открытого музея», найдет воплощение и в работе Музея Москвы в метро, подземных переходах, на рынках, в вокзалах. В этих городских пространствах уже можно найти экспонаты из фондов, а в 2017-м находок археологов здесь станет еще больше.

Выставка костюмов пассажиров метро прошлого столетия на платформе станции метрополитена "Воробьевы горы", организованная совместно с Музеем Москвы.

© Артем Геодакян / ТАСС

«На базе нашей коллекции мы периодически делаем выставки совместно с метрополитеном, скоро запустим серию проектов с Усачевским рынком, работаем над выставочно-туристическим центром в Москва-Сити. В ближайшее время надеемся появиться в аэропортах, Коллекция музея должна жить, максимально показываться, тем более такого музея, как наш — ведь она знакомит москвичей и туристов с Москвой, с ее прошлым и с ее новой городской культурой», — объясняет Алина Сапрыкина.

Музей Москвы также остается открыт для начинающих авторов проектов о столице. Любой художник может подать заявку на собственную выставку в музее, пройти защиту на научно-экспертном совете и получить приглашение. В 2016 году такой конкурс на небольшую выставку выиграли, например, студенты Британской школы дизайна.

Если ваш проект помогает получать какое-то новое знание о Москве, о ее идентичности или актуальном движении города, об интересных людях или событиях — приходите в Музей Москвы.

«У нас открытый конкурс, мне кажется, что такой подход очень важен, в том числе в силу специфики городского музея. Музей города — это музей для всех» — рассказывает Алина Сапрыкина.

Этой осенью во дворе Музея Москвы могут появиться и работы участников 7-ой Московской международной биеннале современного искусства. По словам Алины Сапрыкиной, музей планирует пригласить к себе авторов паблик-арт.

Собрать пазл и масштабировать

Вневыставочные форматы, в которых сегодня работает Музей Москвы, а именно лекции, кинопоказы, фестивали, детские мастер-классы, продолжат свою работу в том числе и во внутреннем дворе музея. Ежегодно с апреля по октябрь он преображается в культурное пространство, организованное с фокусом на конкретную тему.

«В этом году наша тема — мобильность. Двор будет как пазл собираться под каждое мероприятие и меняться все время. Это будет двор-трансформер», - объясняет Алина Сапрыкина.

Блошиный рынок на летней площадке Музея Москвы.

© Артем Геодакян / ТАСС

В июне во дворе планируется провести выставку мозаичного искусства Москвы, украсив площадку под открытым небом арт-объектами, скульптурами и барельефами художников, работающих с мозаикой. А стены двора, расписанные граффити, этим летом будут «одевать» с оглядкой на экологическую тему. Здесь также планируется украсить стены с помощью мэппинга.

В необычном формате создается и одна из главных внутренних выставок музея в этом году — «Масштаб 1 к 870-ти».

«Выставка проходит в рамках нашего цикла, посвященного грядущему 870-летию столицы. Музей Москвы является главным хранителем истории города и, безусловно, для нас это важнейшее событие года. Для выставки применен такой подход: мы выбираем самые большие и самые маленькие предметы, если вы их сопоставите, действительно получится приблизительно 1 к 870, а между ними — по нарастающей. Через живые вещи мы и расскажем о главных исторических событиях Москвы с 1147 года (основание Москвы — прим. ред.) до 2017 года. Рассказ о Москве через предметы разных времен», — рассказывает Алина Сапрыкина.

Экскурсии

Москва — город, открытый для всех: с таким ориентиром в этом году будет работать и городское Экскурсионное бюро при Музее Москвы.

Его новые программы пешеходных и автобусных экскурсий, появятся на языках бывшего союза, например, татарском и таджикском. Сегодня бюро уже говорит на русском, английском, немецком и китайском.

Москва — это мегаполис, в котором всегда жили и сейчас живут люди разных культур, здесь есть проблема адаптации мигрантского населения, в том числе и детей.

Бюро также покажет москвичам новые «частные истории», — точнее старинные дома и квартиры, в которых экскурсии помогают проводить коренные жители столицы. «Частная история Москвы» — проект, придуманный вместе с этнологом Дмитрием Опариным по мотивам его книги «Истории московских домов, рассказанные их жителями».

Выставка "Московская оттепель: 1953-1958" в Музее Москвы.

© Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Так, на одной из экскурсий открываются двери в квартиру, оформленную в стиле 30-х годов прошлого века, — к хозяйке Елене Крылатых. Гости путешествуют по дому, построенному в 1903 году в Хохловском переулке. Здесь сохранилось газовое освещение, двери с ручками в стиле модерн и ставни на окнах.

«Сейчас ведется работа над новым маршрутом, посвященным быту москвичей 20-40 годов XX века, — рассказывает руководитель городского экскурсионного бюро Анастасия Грушецкая. — Мы также готовы рассматривать предложения по экскурсиям от москвичей, которые поколениями живут в старинных домах и хотят показать сохранившийся быт».

Бюро уже проводит дневные и ночные экскурсии по станциям московского метрополитена разных эпох, показывает москвичам электродепо Красной Пресни и Измайлово, а также организует пешие прогулки по столице, например, с рассказами о театральной истории Москвы и даже проходом за кулисы музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.