Город

Музейная «Оттепель»

Третьяковка, Пушкинский, Музей Москвы и Парк Горького объединились ради грандиозного проекта

Москва, 1960-е годы.

© пресс-служба Музея Москвы

Четыре «кита» культурной жизни столицы — Третьяковка, ГМИИ имени Пушкина, Музей Москвы и Парк Горького — впервые объединились ради полугодового грандиозного фестиваля «Оттепель: лицом к будущему». Уникальный международный проект, подготовка которого шла с 2013 года с привлечением европейских кураторов и музеев, задуман как большой этап по осмыслению искусства послевоенного десятилетия.

Четыре «кита» культурной жизни столицы — Третьяковка, ГМИИ имени Пушкина, Музей Москвы и Парк Горького — впервые объединились ради полугодового грандиозного фестиваля «Оттепель: лицом к будущему». Уникальный международный проект, подготовка которого шла с 2013 года с привлечением европейских кураторов и музеев, задуман как большой этап по осмыслению искусства послевоенного десятилетия.

«Как раз прошло 50 лет — необходимое время, чтобы увидеть эпоху со стороны», — говорит Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи.

Хронология

Первый этап фестиваля уже начался – в Музее Москвы 15 декабря открылась выставка «Московская оттепель: 1953-1968». 200 из 400 ее экспонатов были предоставлены российскими музеями и частными коллекционерами. Второй подключится Третьяковка – 15 февраля посетителям представят комплексную экспозицию «Оттепель», куда войдут произведения советских модернистов 1960-х годов: художников, скульпторов, режиссеров.

Кульминацией фестиваля станет выставка Пушкинского музея «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968», на которой будут представлены 200 работ художников из 18 стран. Этим летом она уже была показана в Бельгии и Германии, в марте она приедет в Москву. «Нашей задачей будет не развлекать зрителя, а заставить его думать, причем в нелегком для него направлении», — обещает директор музея Марина Лошак.

Параллельно фестиваль будет идти в Парке Горького, который до июня вернется в 1960-е и покажет горожанам все самое яркое и лучшее, что было в той эпохе: костюмированные вечеринки, живой джаз, лекции о моде "стиляг", кинопоказы в летнем кинотеатре и в финале — большой концерт.

Алина Сапрыкина, Александр Кибовский, Зельфира Трегулова и Марина Лошак (слева направо) на пресс-конференции, посвященной фестивалю «Оттепель: лицом к будущему».

© Андрей Любимов / Агентство «Москва»

МОСЛЕНТА выяснила у директоров всех площадок, как шла подготовка к этому грандиозному фестивальному проекту и что надо успеть увидеть на «Оттепели».

60-е продолжаются

Рассказывает Алина Сапрыкина, гендиректор музейного объединения "Музей Москвы"

Эта выставка станет частью масштабного празднования 120-летия музея, которое мы отмечаем в этом декабре. Мы определили для себя, что «оттепель» еще не завершена: кто-то окружающих нас людей еще смотрит на мир с советских имперских позиций или продолжает жить в хрущовке в интерьерах 1960-х. Очень многое из того, что было начато в 1950-х, 1960-х, продолжается и сейчас: открытия в науке, новый подход к образованию, творческие индустрии. Но все это требует нового развития и переосмысления.

Подготовка экспозиции заняла больше года. Все пространство мы структурировали по девяти ключевым темам и понятиям той эпохи: мобильность, структура, капсула, ритм, новое, органика, пустота, прозрачность и решетка. Покажем мы их через живопись, скульптуру, графику и предметы быта: музыкальные пластинки, украшения и вообще, все, связанное с повседневностью. В выставочном проекте будет 400 экспонатов, примерно половина из них наши, остальные — из других музеев: Политехнического, Бахрушина, архивов РГАЛИ и от 15 частных коллекционеров.

Если выделять пять самых интересных экспонатов, то это повесть Эренбурга "Оттепель", которая у нас показана в гранках, макет двигателя ракеты "Восток", на которой совершил свой полет Гагарин, впервые выставляются десять произведений Злотникова из цикла "Сигнальная система". В одном из залов реконструирован типичного интерьера хрущовки, в другом можно будет увидеть макеты проектов архитектурной группы НЭР, работавшей в период "оттепели" в МАРХИ и создававшей потрясающие проекты города будущего.

Помимо всего прочего, у нас будет работать экскурсионное бюро, которое объединит четыре площадки фестиваля сквозными маршрутами. Группы будут посещать и мастерские художников, которые остались со времен "оттепели", людей, которые и сегодня продолжают традиции того времени. Уже запущена кинопрограмма о становлении новой кинодокументалистики, которая продлится до 31 марта 2017. Лекционная программа и поэтические чтения стихов и дневников эпохи начнутся с 19 января.

Сложнее Айвазовского

Рассказывает Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи

Свою экспозицию мы открываем с 15 февраля 2017 года, и в конце месяца у нас стартует целый цикл лекций «Преодолевая границы. Искусство после Второй Мировой войны в Европе и СССР». В дискуссии будут принимать участие не только кураторы выставки, но и специалисты по истории литературы, музыки, кино, науки. На лекциях будут подниматься очень интересные темы, и я предвосхищаю живое, очень острое и не зашоренное обсуждение всех сложнейших проблем, связанных с представлением об абстракции, реализме, кинетическом искусстве и искусстве ЭВМ.

Нашим важнейшим общим партнером является театр «Современник», спектакли и сольные выступления артистов которого будут разворачиваться в филиале галереи на Крымском валу. Там мы попытаемся возродить атмосферу, которая была в Политехническом музее в 1960-х, на тех блистательных поэтических вечерах, которые там проходили и которые известны нам по документальным и художественным фильмам.

Поэзию Вознесенского, Рождественского, Ахмадулиной и Бродского будут читать выдающиеся актеры «Современника». И мы очень надеемся этой весной организовать вечер «Современница», который пройдет в формате встречи с руководительницей театра Галиной Волчек.

Мы впряглись в эти сложнейшие проекты, которые гораздо труднее сделать, чем того же Айвазовского или выставку из собрания Ватикана, потому что уверены – та эпоха достойна серьезных вложений.

Европейские партнеры

Рассказывает Марина Лошак, директор ГМИИ имени Пушкина

Выставка, которая будет идти у нас с 7 марта, называется «Лицом к будущему», включает более 200 работ художников из 18 европейских стран: и хрестоматийные, и малоизвестные вещи. Мы меняем взгляд на ту эпоху и ее понимание, ликвидируем штампы и открываем искусство Восточной Европы, которое было очень актуальным и абсолютно авангардным в те годы.

Выставку будут сопровождать круглые столы с участием художников того времени, политиков и историков, литераторов и философов, театральных режиссеров и директоров крупнейших европейских музеев. Думаю, мы сможем создать пространство понимания этой эпохи: с одной стороны очень личное, а с другой — очень широкое.

Первое название экспозиции, которое мы обсуждали изначально — «Травма возрождения». Сразу было ясно, что она не может быть локально московской или локально российской, слишком серьезная тема для всей тогдашней Европы. И нам нужны были европейские партнеры — серьезные институции, которые вместе с нами могли бы решать эту большую задачу. Одним из них стал центр изящных искусств BOZAR в Брюсселе с прекрасной репутацией и очень мощной программой. В Германии — без нее было нельзя — наш выбор пал на центр искусств и медиатехнологий Карлсруэ (ZKM), директор которого, Петер Вайбель, был в свое время куратором первой московской биеннале современного искусства.

Мы на протяжении всех этих лет собирались дважды в год. Это была тяжелая, но безумно интересная работа, позволившая сделать выставку такой, какой она уже получилась — летом она была открыта в BOZAR-е, затем в Карлсруэ, в ZKM, и, наконец, 7 марта, откроется у нас. Так что мы в выигрышной ситуации – увидев, как выглядели первые два варианта выставки, мы поняли, какой хотим увидеть свою. Ведь мы пытаемся рассказать об очень многих важных вещах через изобразительное искусство, эмоции и впечатления театра, кино.

Рай для стиляг

Рассказывает Марина Люльчук, директор Парка Горького

Для Парка "оттепель" — это золотые послевоенные годы, когда было установлено колесо обозрения, открылся ресторан "Времена года" и входная группа, которая и сегодня является нашей визитной карточкой, а в павильоне "Шестигранник" работала танцевальная площадка с популярной зарубежной музыкой.

С февраля по июнь мероприятия фестиваля пройдут на нескольких площадках Парка. В феврале мы проведем на льду костюмированную вечеринку, для которой совместно с дизайнерами разработаем лукбук образа 1960-х. Все, кто придет одетым в этом стиле, сможет бесплатно пройти на каток, где будет играть живая джазовая музыка.

В апреле у нас будет проходить выставка в музее Парка Горького, где будут представлены предметы быта той эпохи: аксессуары, одежда, спортивный инвентарь. На территории Парка будут задействованы фотостенды со снимками посетителей ЦПКиО, сделанными в 1960-е.

С мая по июнь у нас пройдут кинопоказы на свежем воздухе в «Пионере», на них будут представлены фильмы 1960-х годов. Запланированы лекции о моде 1960-х, к тому же мы планируем проводить встречи с сотрудниками Парка, которые работали в те годы. Концерт, который закроет фестиваль "Оттепель" пройдет в июне: в его программе будут хиты 1960-х и выступлений актеров театра "Современник".