Транспорт

Бой с тенью и бликами

Эксперты пытаются исправить ошибки дорожных камер

© Александр Кряжев / РИА Новости

Интернет-сообщество несколько недель подряд смакует курьёзные случаи с вынесением штрафов автомобилистам-«нарушителям». Заплатить за блики от фар и тень от машины на двойной сплошной предложили сразу нескольким водителям. Стали ли такие постановления системой и как с ними бороться, выясняли сегодня на общественном совете при МВД под председательством Анатолия Кучерены.

Интернет-сообщество несколько недель подряд смакует курьёзные случаи с вынесением штрафов автомобилистам-«нарушителям». Заплатить за блики от фар и тень машины на двойной сплошной предложили сразу нескольким водителям. Стали ли такие постановления системой и как с ними бороться, выясняли сегодня на общественном совете при МВД под председательством Анатолия Кучерены.

Техника или люди?

Общественный совет начался с доклада начальника управления ГИБДД по Москве Виктора Коваленко. Ему пришлось пояснить, кто виноват в штрафах, выписанных за тень автомобиля и блики фар, падающих на запрещённые для пересечения зоны. Оказалось — и техника, и люди. Все виновные должны понести наказание.

Из-за ошибочных штрафов в Москве приостановлена работа камер фотовидеофиксации «Стрелка-Плюс», которых только в этом году было установлено 113. «Сразу забегу наперёд и скажу, что с 30 числа выдано представление ЦОДД, приостановлено действие комплексов модели „Стрелка-Плюс” до выяснения причины сбоев», — сказал он.

© страница сообщества "Синие ведёрки" в Facebook

Во втором нашумевшем случае ошибку объяснили человеческим фактором. Дисциплинарное взыскание получат инспектор ГИБДД и его руководитель: первый - за то, что остановил водителя на обочине под камерой фотофиксации, а второй - за невнимательность. Оказалось, что командир подразделения ГИБДД на участке, где произошёл инцидент, не заметил приказа о вводе в эксплуатацию камеры фотофиксации, который вышел днём ранее, уточнил Коваленко.

Математика штрафов

В целом система камер себя оправдывает, признают эксперты. Это подтверждают и данные статистики. Всего в Москве — 960 комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД. Они устанавливаются там, где самое высокое число всего аварий, а также на выделенных полосах движения для общественного транспорта. Часто используются муляжи, которые регулярно переустанавливают. Сейчас их в столице 307.

Как доложил руководитель ЦОДД Вадим Юрьев, Москва за несколько лет стала одним из самых безопасных городов России. Число ДТП в этом году сократилось на 13% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года (4,9 тысяч против 5,6), при этом погибших меньше на 19%, а пострадавших на 12,5%. «Меры, реализуемые транспортным комплексом совместно с ГИБДД, безусловно, дают свои результаты. Несмотря на прирост зарегистрированных автомобилей более чем на миллион за последние 10 лет, показатели аварийности в Москве практически в два раза ниже общероссийских», — добавил он.

© Фомин Александр / PhotoXPress.ru

Юрьев подтвердил прямую связь между установкой камер и числом аварий. Там, где они установлены, — количество ДТП меньше на 31,9%.

По данным ГИБДД, за 8 месяцев 2016 года вынесено 9,9 млн постановлений по делам об административных правонарушениях. А количество жалоб составляет всего 0,5%, из них курьезные случаи — 0,001%. В бюджет от штрафов только в этом году поступило 8,5 млрд рублей. Хотя Коваленко подчеркивает, что главное — воспитание водителей, а не пополнение казны. Он даже высказался за антирадары, потому что «они дисциплинируют — пищать в столице будут, не переставая».

Штатный вопрос

Все системы фотовидеофиксации перед установкой тестируют, вычисляют их погрешность, поэтому проблема неоправданных штрафов, скорее всего, связана с числом сотрудников, оформляющих постановления. Раньше их было 63, а сейчас 32.

Их загрузку подсчитал координатор движения автомобилистов «Синие ведёрки» и член общественного совета Петр Шкуматов. «Каждый день летом выписывается порядка 50 тысяч штрафов... На 32 человека — 1.500 в сутки. Это означает, что инспектор, не отрываясь от рабочего места, выносит одно постановление раз в 20 секунд. При чём здесь камеры?» — задаётся он вопросом.

© Елена Богданович / МОСЛЕНТА

Остальные с ним согласились. В частности, кадровый голод в этой сфере признал Кучерена. Решено добиться увеличения штата. «Мы поставим эту проблему. В том числе я как председатель Общественного совета поставлю её перед руководством МВД. Эта проблема существует, и мы должны быть честны. Невозможно инспектору в течение нескольких секунд принять решение», — отметил известный общественник.

Хождение по мукам

Вторая серьезная проблема, которую озвучили активисты, — сложность и длительность процедуры оспаривания штрафов. По словам Шкуматова, это «просто экономически не выгодно»: легче заплатить быстро с 50% скидкой. Между тем, сомневается в вынесенных постановлениях треть водителей. Такие случаи были почти у всех собравшихся.

Однако Коваленко призвал не драматизировать — сбои носят единичный характер. «Порой, просто у людей нет возможности заплатить, и они думают, что поскандалят и отменят», — добавил он, согласившись, что в некоторых случаях система оспаривания должна быть упрощена.

Прозвучало предложение реализовать возможность оспаривания штрафов через сайт. Но с условием: платишь 200 рублей — если прав, их возвращают, а нет — уходят в бюджет. Иначе и всей службы ГИБДД не хватит на рассмотрение запросов. Однако эта инициатива поддержки в госавтоинспекции пока не нашла. Планируется рассмотреть и другие предложения.

«Будет создана специальная рабочая группа из членов Общественного совета при МВД, и совместно с ГИБДД мы обратим внимание на правоприменение, как работают должностные лица, которые выносят эти постановления», — заявил Кучерена, добавив, что человек «не должен ходить по мукам».

И вроде бы все согласны, но вариантов решений ни у кого до сих пор нет. Надо думать, обсуждать... Главное, что диалог есть.