Транспорт

Альтернатива троллейбусу

Когда электромобили потеснят автомобили с двигателем внутреннего сгорания

© Валерий Шарифулин / ТАСС

Сейчас по улицам столицы ездят всего около 100 электрокаров, и этого достаточно для того, чтобы случались аварии с их участием. МОСЛЕНТА выяснила, насколько город приспособлен сегодня для электромобилей и смогут ли они вытеснить бензиновый транспорт в обозримом будущем.

Сейчас по улицам столицы ездят всего около 100 электрокаров, и этого достаточно для того, чтобы случались аварии с их участием. МОСЛЕНТА выяснила, насколько город приспособлен сегодня для электромобилей и смогут ли они вытеснить бензиновый транспорт в обозримом будущем.

Пока автолюбители с недоверием поглядывают даже на гибридные авто, что уж говорить про дорогущие «машины будущего» на батарейках. Однако, по данным СМИ, электрические автомобили сегодня уже есть, в частности, у главы Сбербанка Германа Грефа, супруги министра связи и массовых коммуникаций Светланы Никифоровой, гендиректора Mail.Ru Group Дмитрия Гришина.

«Электрические автомобили — это экологические понты. Сегодня общемировой тренд — бороться за экологию. Хотя если смотреть на это глобально, то производство таких автомобилей и, в частности, батарей для них наносит огромный вред глобальной экологии. Но производятся они, в основном, в Китае, так что это как бы их проблема. А там, где эти электрокары используются, ущерб экологии, действительно, меньше. Хотя если учесть, что в столице много миллионов автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, то несколько электрокаров никак не спасут ситуацию», — считает автоэксперт Алексей Хресин.

По его словам, «основные проблемы, связанные с электрокарами, — это их заоблачная стоимость и, конечно же, фактически полное отсутствие инфраструктуры». «Перед покупкой москвичу придется продумать, какие именно маршруты он осуществляет в течение дня и насколько близко от них находится зарядная станция. Если человек живет в частном доме, вопрос подзарядки несколько облегчается, а если нет, то придется кидать электрический шнур из окна, что очень неудобно, а по правде сказать — просто нереально», — сказал он.

Главный редактор журнала «Авторевю» и владелец электрокара Tesla Михаил Подорожанский рассказал МОСЛЕНТЕ, что он не испытывает проблем с зарядкой, поскольку установил зарядную станцию прямо в офисе на первом этаже. Впрочем, планируя свои поездки на дальние расстояния, он все же допускает, что иногда машину придется оставлять на зарядке, а добираться далее своим ходом. «Дорога из дома до работы — около десяти километров, это вообще ни о чем. А если Tesla вдруг разрядится, то я с легким сердцем оставлю ее на ночь заряжаться возле редакции — и отправлюсь домой на троллейбусе, тоже ведь электромобиль! С тем приятным отличием, что троллейбусу разрешено движение по выделенной полосе. А я прогуляюсь до остановки», — пишет он в одном из своих отчетов.

Вместе с тем, обозреватель «Авторевю» Сергей Знаемский, который с апреля передвигается на электромобиле KIA Soul, рассказал МОСЛЕНТЕ, что у владельцев Tesla, действительно, обычно нет проблем. «Во-первых, у этих автомобилей премиального класса (на auto.ru они продаются по цене от 5 до 11 миллионов рублей — прим. МОСЛЕНТЫ) большой запас хода — примерно 300 километров, что в городских условиях более, чем достаточно. А во-вторых, люди, которые могут позволить себе Tesla, обычно устанавливают зарядные устройства в своих загородных домах и в офисах, полностью освобождая себя от необходимости пользоваться городской инфраструктурой. Это другая вселенная», — пояснил Знаемский.

Электромобиль KIA Soul, на котором он ездит, ориентирован на массового потребителя и уже продается по относительно "доступной" цене, хотя и в 3 раза дороже, чем его бензиновый аналог. Знаемский «заправляет» автомобиль в городе. Он нашел для себя оптимальный вариант — заряжать машину на зарядной станции постоянного тока на пересечении Профсоюзной улицы и улицы Обручева. «Таких станций всего две в Москве. На ней батарею от KIA SOUL можно зарядить за 20 минут. Мне повезло: станция располагается недалеко от моей работы и дома. За 20 минут я получаю 140 километров гарантированного хода бесплатно», — отметил он.

Он рассказал, что также пробовал пользоваться городскими зарядками переменного тока МОЭСК. «Но, во-первых, их мало. Во-вторых, зарядка от такой станции длится около 4 часов. А в-третьих, они часто расположены далеко от метро, а значит уехать по делам во время зарядки неудобно. Одно время я пользовался такой зарядкой в торговом центре, однако поскольку парковка в нем была платной, то зарядка обошлась мне в 600 рублей. 600 рублей за 140 километров хода — это неэкономично», — поясняет Знаемский.

Он также предпринимал попытку заряжать свой электрокар во дворе своего дома от обычной розетки. «Но я живу на четвертом этаже, поэтому приходится кидать провод из окна, а припарковаться прямо под окном не всегда возможно. Кроме того, зарядка от обычной розетки длится около девяти часов», — отмечает он.

Из очевидных «минусов» электрокаров массового сегмента он назвал необходимость ездить на скорости не более 80 километров в час, а также ограничение дальности поездки в 70 километров. «При скорости движения больше 80 километров в час запас хода значительно сокращается. И я всегда держу в голове, что уехать за город более 70 километров тоже проблематично. Либо там придется ночевать, но если это, например, дача, то не факт, что местная электрическая сеть справится с зарядкой электромобиля», — пояснил он.

Также, по словам Хресина, столичный климат не совсем подходит для электрокаров. «Те гибридные автомобили, которые сегодня ездят по городу, зимой в основном используют бензин. Скорость заряда и емкость батареи напрямую зависят от температуры, поэтому зимой в Москве производительность батареи начинает падать, а значит электрокар будет проходить меньшие расстояния после зарядки», — пояснил эксперт.

Подтвердил это и Знаемский. «Но я бы не сказал, что это критично. Ну придется мне заезжать на зарядную станцию зимой чаще. Но это все равно приемлемо. Если мы говорим о Tesla, то здесь вообще проблем никаких нет. Пусть использование печки сократит запас хода даже на 100 километров, оставшихся 200 километров — вполне достаточно в городе», — отметил он.

Если Tesla вдруг окажется пустой, то я с легким сердцем оставлю ее на ночь заряжаться возле редакции — и отправлюсь домой на троллейбусе, тоже ведь электромобиль!

Эксперты считают, что пока говорить о вытеснении бензиновых автомобилей электрокарами рано, хотя развитие электротранспорта все же можно стимулировать. «В Калифорнии, например, электромобили очень популярны, но там подходящий климат и множество льгот. Сегодня для владельцев электрокаров в Москве уже действует ряд преференций — бесплатная парковка и зарядка. Этот список можно расширять, если стоит задача увеличивать автопарк электрокаров в городе», — считает эксперт.

По мнению Знаемского, основной упор необходимо сделать именно на развитие инфраструктуры. «Важно, чтобы в городе появились зарядные станции вблизи метро, чтобы люди, оставив свои электрокары, могли легко передвигаться дальше на общественном транспорте. Идеально установить такие зарядки на строящихся ТПУ, причем с гарантированными местами, чтобы туда не ставили бензиновые автомобили», — сказал он. Также по его словам, важно значительно увеличить количество станций постоянного тока, «хотя они очень дорогие и сложно встраиваются к городскую систему».

Как рассказали МОСЛЕНТЕ в столичном департаменте транспорта, город заинтересован в развитии системы электротранспорта в Москве. Для этого в настоящее время ведется определение и обозначение специальными знаками места расположения зарядных станций и парковок для экологически чистого транспорта, введение штрафов за парковку автомобилей с двигателем внутреннего сгорания в местах, предназначенных для электромобилей, а также совместная с ГИБДД разработка системы учета зарегистрированных электромобилей. Кроме того, по данным ведомства, сформированы основные параметры размещения зарядных станций. Так, 95 процентов из них будут размещены в зоне платной парковки на улично-дорожной сети в пределах третьего транспортного кольца и пять процентов — на плоскостных парковках и в торговых центрах за пределами третьего транспортного кольца.

Кроме того, в настоящее время тестируют электромобили и в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), где их планируется использовать как парконы. «Мы планируем их использовать, более того, мы получили в тестовую эксплуатацию автомобиль Smart от компании Mercedes. Он замечательно выглядит, соответствует нашим корпоративным цветам. Также компания Mitsubishi предоставила три автомобиля i-MiEV. У нас сейчас идет период тестовой эксплуатации», — заявил ранее руководитель учреждения Вадим Юрьев. По его словам, важно, чтобы автомобиль выдерживал определенное количество смен и нагрузку с учетом напряженного городского цикла в Москве.

О развитии электротакси также всерьез думают и в «Яндекс.Такси». «Внедрение электромобилей в такси поможет экономить водителям на топливе, а также значительно снизит вред для экологии и уровень шума, что очень актуально для крупных городов», — рассказали МОСЛЕНТЕ в пресс-службе «Яндекс.Такси», у которых в эксплуатации уже есть два электрокара. «Конечно, две машины проблемы не решат, но надо же с чего-то начинать. По крайней мере, мы дадим людям возможность распробовать электромобили, а сами сможем понять особенности эксплуатации в такси машин на аккумуляторе в нашем климате и с нашими пробками. Электротакси намного экологичнее обычного — меньше шума, нет запаха бензина, нет выхлопных газов, что особенно важно во время ожидания пассажира во дворе», — прокомментировали в компании.

«Всем известны плюсы электромобилей как с экологической, так и с экономической точек зрения. Ноль процентов выбросов в атмосферу, а также снижение уровня шумового загрязнения, что очень актуально для мегаполисов. Поэтому проектом, в том числе, заинтересовались и власти Москвы, — рассказала МОСЛЕНТЕ руководитель пресс-службы МОЭСК, занимающейся установкой зарядных устройств, Елена Буренина. — В эксплуатации электромобиль почти в 10 раз экономичнее, чем аналог с ДВС-двигателем, не только по стоимости подзарядки, ведь электричество в пересчете на литры бензина дешевле в десятки раз, но и по комплектующим в целом».

Она отметила, что «владение электромобильным транспортом — это иная философия, чем владение авто с ДВС. По принципу подзарядки сотового телефона: владелец должен понимать, где и когда он имеет возможность поставить своего электромобильного друга на зарядку». «Это скорее транспорт именно городского цикла, когда в день требуется проехать до 100 километров пути», — считает она.

Всем известны плюсы электромобилей как с экологической, так и с экономической точек зрения. Ноль процентов выбросов в атмосферу, а также снижение уровня шумового загрязнения, что очень актуально для мегаполисов.

Буренина рассказала, что МОЭСК строит зарядные станции на территории столицы еще с 2011 года в рамках проекта «МОЭСК-ЕV». На сегодняшний день в сети действует около 30 электрозарядок, большинство из которых открыты для публичного доступа. В ближайшее время по согласованию с департаментом транспорта города Москвы в столице появятся еще пять зарядных станций, которые будут установлены в местах муниципальных парковок. Кроме того, до конца 2015 года на сайте компании каждый москвич может подать заявку на установку зарядных станций.

Ранее руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский также заявлял, что в 2015 году на паркингах в Москве установят 150 зарядных колонок для электромобилей, в том числе и на перехватывающих парковках. Всего в столице планируют установить 250 зарядных станций. По его мнению, бум электрокаров придется на 2018-2020 годы.