Транспорт

«Мы будем продолжать сопротивление»

Как платная парковка стала кошмаром спальных районов

© Петр Кассин / Коммерсантъ

Расширение зоны платной парковки, произошедшее в 24 районах Москвы 10 октября, вызвало волну протестов среди горожан. В частности, 27 октября в Северном Чертаново выразить свое недовольство вышли около двух тысяч человек. Ранее митинги прошли в Отрадном, Останкино, Сокольниках и в районе Аэропорт. МОСЛЕНТА выяснила, что думают противники и сторонники расширения зоны платной парковки в Москве.

Расширение зоны платной парковки, произошедшее в 24 районах Москвы 10 октября, вызвало волну протестов среди горожан. В частности, 27 октября в Северном Чертаново выразить свое недовольство вышли около двух тысяч человек. Ранее митинги прошли в Отрадном, Останкино, Сокольниках и в районе Аэропорт. Кроме того, в нескольких районах Москвы были поломаны и похищены недавно установленные паркоматы и дорожные знаки. МОСЛЕНТА выяснила, что думают противники и сторонники расширения зоны платной парковки в Москве.

Петр Шкуматов, руководитель движения «Синие ведерки»

Мы собираемся продолжать сопротивление, пока столичные власти нас не услышат. Нашими основными требованиями являются отставка Максима Ликсутова и отмена решения по расширению зоны платных парковок.

Люди приходят на митинги, потому что своим решением столичные власти загнали их в угол

Люди приходят на митинги, потому что своим решением столичные власти загнали их в угол. Их поставили в ситуацию, когда они вынуждены продавать свои автомобили и пересаживаться на общественный транспорт. Но это далеко не всех устраивает. В Чертаново, например, не только ввели зоны платной парковки, но и убрали много бесплатных парковочных мест. Такая же ситуация в Отрадном и в районе Аэропорт.

При этом резидентные разрешения, которыми власти пытаются успокоить горожан, — это всего лишь фикция. Во-первых, не все могут их получить: кто-то прописан в другом месте, у кого-то автомобиль не в собственности — вариантов много. А во-вторых, резидентное разрешение дает право на парковку рядом с домом, а если человеку нужно в поликлинику, или ребенка в школу отвезти, или в соседний магазин съездить, почему он должен платить?

Мы уже написали обращение в администрацию президента с описанием ситуации и приложили к нему 21 тысячу подписей, четыре тысячи из которых «живые». Пока никакого ответа мы не получили. Мы также отправляем резолюции по итогам митингов в соответствующие инстанции. 31 октября в Отрадном пройдет очередной митинг. Так что мы не собираемся сдаваться.

Сергей Васильев, координатор общества «Москонтроль»

Выступая с акциями протеста, мы пытаемся донести до столичных властей, что жителей города не устраивает подход мэрии к решению транспортных проблем. Зачем в спальном районе, где нет большого количества развлекательных заведений, кафе или магазинов, платные парковки?

Мы хотим, чтобы при реализации программы введения зоны платной парковки городские власти советовались с москвичами и учитывали их мнение

Расширение ради расширения — заведомо неверное решение. Да, проблема заторов на дорогах должна решаться, но другими методами. Мы считаем, что платные парковки нужны городу, но только в определенных зонах. Когда их вводили внутри Садового кольца точечно — никто не возмущался. Это действительно решило некоторые проблемы.

Митинг против расширения платной парковки в районе Отрадное

© Андрей Епихин / ТАСС

Наше основное требование: мы хотим, чтобы при реализации программы введения зоны платной парковки городские власти советовались с москвичами и учитывали их мнение.

Максим Кац, депутат муниципального собрания района Щукино

Я надеюсь, что волна митингов просто пройдет и ни к чему не приведет. Потому что платные парковки нужны городу. Они позволяют лучше контролировать парковочное пространство: за ним лучше следят, обновляют разметку и люди паркуются аккуратнее. В бесплатных зонах люди считают возможным припарковаться на газоне или тротуаре.

Это нормально, вводить плату за парковки там, где спрос превышает предложение. За любой дефицитный ресурс надо платить

Это нормально, вводить плату за парковки там, где спрос превышает предложение. За любой дефицитный ресурс надо платить. И я не вижу проблемы в том, что зоны платной парковки появились в спальных районах. Да, здесь есть места с точечной и высотной застройкой, и поэтому количество парковочных мест строго ограничено.

Я вообще считаю, что парковка должна быть платной и во дворах. Почему дети должны гулять там, где все заставлено чьим-то имуществом? Во дворах можно оставить, предположим, 20 процентов платных парковочных мест, чтобы те, кто очень хочет ставить машину под окнами, имел такую возможность. А остальные пусть паркуются на специальных паркингах в 10-15 минутах ходьбы от дома — это нормально. Сейчас, правда, таких паркингов почти нет, но просто на них и спроса пока нет. А вот если дворы закрыть для парковки — спрос тут же появится. За это сразу возьмутся предприниматели, городу даже никаких усилий не надо будет прилагать.

Участники четвертого митинга против политики департамента транспорта Москвы в парке «Сокольники»

© Петр Кассин / Коммерсантъ

Митинги, проходящие в Москве, — во многом инструмент для пиара отдельных политиков перед выборами в Госдуму. На чем-нибудь бесплатном всегда легко сделать имя. Например, если провести митинг за бесплатный хлеб, поверьте, придет много людей. Но если мы сделаем хлеб бесплатным, за ним выстроится такая очередь, что хлеба в городе быстро не останется. Также и с парковками.

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Митинги в нескольких районах Москвы против расширения зоны платной парковки продемонстрировали, что коммуникации между дептрансом и москвичами в этом вопросе недостаточно налажены. Все-таки наши горожане не любят выходить на улицы, и раз они вышли — это повод задуматься. Проблема регулирования парковочного пространства требует, чтобы стороны договаривались и приходили к компромиссам. Поэтому столичным властям стоит обратить на это внимание.

Все-таки наши горожане не любят выходить на улицы, и раз они вышли — это повод задуматься

Вместе с тем очень беспокоит то, что на митингах фигурируют одни и те же «автомобильные защитники», которые навязывают людям мнение, что проблема может решиться при помощи демагогии. Это не так.

В Чертаново неизвестные облили белой краской и разбили два терминала для оплаты платной парковки

© официальная страница общественной организации Москонтроль в Facebook

Сегодня транспортные проблемы столицы можно решить только тяжелейшими и жесткими мерами регуляции парковочного пространства и резидентного размещения автомобилей. В центре к консенсусу удалось прийти. В спальных районах люди привыкли мыслить так: «я здесь живу, поэтому имею право парковаться во дворе, а если нет места во дворе, то на улице, а если нет места на улице, то на тротуаре или газоне — потому что это все мое». К сожалению, в таком перенаселенном городе с таким высоким уровнем автомобилизации подобная логика не может работать. И эту проблему в любом случае надо решать.

Между прочим, городские власти пошли в данном случае по самому мягкому пути. Международные эксперты рекомендовали нам более жесткие меры.