Город8 мин.

«Ночью ментальная карта меняется»

Как правильно осветить депрессивные районы

Concert Mozart’s Requiem in Saint-James church in Liège Client : les Manifestations liégeoises asbl (within the framework of LMC 2010)

© Фото: radiance35.eu

Изабель Кортен, светодизайнер бюро Radiance 35, делавшая освещение площади Гран-Плас в Брюсселе, рассказала МОСЛЕНТЕ, как устанавливать подсветку в депрессивных районах и что не так с ГУМом.

Расскажите, как вы работаете над проектами в своем бюро? С чего начинаете, с какого момента считаете, что дело сделано?

Начиная работу над каждым проектом, мы в первую очередь пытаемся осмыслить его на трех уровнях. Первый такой «срез» — это территория: мы узнаем историю места, когда оно было построено, кто был архитектором, из каких материалов сделаны здания; если это улица, то как она формировалась. В общем, пытаемся понять место с точки зрения урбанистики. Второй уровень — мы узнаем, как место воспринимают и как к нему относятся его пользователи, как и чем 24 часа в сутки на этой территории занимаются люди.

Для этого мы, например, составляем «вечерне-ночные карты», чтобы понять изменение активностей на этом месте. Например, зимой, когда темнеть начинает в 17:00-18:00.

Всегда интересно и важно узнать, когда и в какое время люди приходят на эту территорию в темное время суток. Чтобы это понять, мы устраиваем ночные прогулки с постоянными посетителями этих мест, жителями района. Это позволяет понять, к чему они привыкли, где ходят вечером и ночью, какие места их притягивают, а какие нет и почему. Эта часть исследования очень важна для разработки проектов освещения и подсветки, потому что выполняются-то они в конечном счете для жителей этих городов. Так что надо многое учесть, разобраться, какая на этом месте уже существует привычная для всех система освещения. Ведь, когда работаешь в новом месте, всего там не переделаешь.

© Фото: предоставлено организаторами мероприятия

Конечно, работать приходится в существующем контексте.

Да, и для этого надо понимать, где на месте работы есть в данный момент проблемы, а где, наоборот, все хорошо. Если это все учтено, можно создать схему освещения, которая будет глубоко укорена в уже существующей реальности.

И это очень интересная часть проекта — когда начинаешь открывать для себя место, с которым будешь работать. Я люблю для этого почитать художественные произведения, в которых оно упоминается, посмотреть фильмы со сценами, снимавшимися там. Такой подход позволяет оказаться внутри этой локации, увидеть ее суть. Я много лет в бизнесе и прекрасно понимаю, что обойтись можно и без этого. Но все же думаю, что неразумно делать освещение места, не поняв его, не «оказавшись внутри».

Можете рассказать о современных подходах к организации освещения общественных пространств? В наши дни ведь не так важно, делается проект подсветки площади или парка в Боготе, Лос-Анжелесе или Москве: световые приборы и кабели одни и те же, типовые решения, наверняка, тоже.

Думаю, ключевой момент для улучшения общественных пространств в темное время суток — это создание таких условий, когда человек ощущает себя в них комфортно и в безопасности. Понятно, что многие факторы определяют такое ощущение. Но если говорить об освещении, то достигается это, по сути, теми же приемами, что и в интерьере. Как дома мы размещаем и используем в каждой комнате не один, а много разных источников света, чтобы подчеркнуть трехмерность пространства, также мы поступаем и при оформлении площадей, парков и скверов.

И с использованием светодиодов та же параллель: как дома, так и в общественных пространствах людей раздражает слишком яркий белый свет или постоянная смена цветов. С этим надо быть поаккуратнее — освещение должно давать ощущение комфорта.

Есть еще один важный момент, который выясняется обычно при опросах и ночных прогулках с местными жителями, которые мы проводим в начале работы над проектом. Люди по-разному воспринимают одни и те же пространства при свете дня и в темноте.

У всех у нас есть ментальная карта пространства. Предположим, вы знаете, что днем от площади до определенной станции метро — 15 минут пешком. Но ночью эта ментальная карта меняется, и часто даже в знакомых местах люди чувствуют себя потерянными, им сложнее ориентироваться. Так что работа дизайнера по свету заключается в том, чтобы в темное время суток подчеркнуть отдельные точки в городе. И тогда они становятся таким пунктиром из направляющих маячков, помогающих людям ориентироваться в знакомых местах.

А как вы работаете в районах и кварталах, где нет примечательной архитектуры, а кругом — типовая застройка?

Хороший вопрос. Действительно, задача не из простых. В местах, где нет сколько-нибудь примечательной архитектуры, в этих целях можно подсвечивать отдельные стены, фасады, деревья, даже заборы. И тогда к людям приходит чувство, что они узнают эти места, и комфортно чувствуют себя на улице. С эстетической точки зрения для дизайнера по свету это, может, и не сложная задача. Но, тем не менее, это большая объемная работа — сделать место уютным в ночное время за счет освещения.

Расскажите про самый известный свой проект — создание освещения для исторической площади Гран-Плас в Брюсселе.

Пятнадцать лет назад мы с французским дизайнером по свету Патриком Рему выиграли конкурс на оформление этой прекрасной площади.

Для меня было не так уж сложно сделать этот проект. Сама архитектура места так прекрасна, созданные архитекторами фасады так хороши, что оставалось просто профессионально их подсветить. Подчеркнуть при помощи света те элементы и детали, которые при дневном свете не видны или не очень заметны.

Более сложным был технический аспект проекта: 10 лет ушло на его реализацию. На подобных объектах источник света ставят, как правило, на отдалении от фасада. Но здесь это было невозможно — на площади постоянно размещаются какие-то экспозиции, проходят фестивали. Поэтому приходилось искать компромиссные решения, располагая светильники ближе к зданиям и на них самих. Всего на площади у нас было 1600 светильников, а ведь к каждому из них идут два кабеля, так как это система RGB (светодиоды красного, зеленого и синего цветов), способная синхронно менять цвета. И это было проблемой — незаметно разместить все эти кабели на исторических фасадах.

Так что с технической точки зрения это был большой и очень ценный опыт. В том числе из-за своего масштаба, - ведь обычно у нас в проекте бывает где-то 100 светильников. А с эстетической точки зрения нам нужно было всего лишь подчеркнуть достоинства восхитительной архитектуры.

Другим важным техническим моментом было то, что в зданиях на Гран-Плас живут люди и находятся отели. Так что свет надо было разместить так, чтобы он их не беспокоил.

Кроме того, на этапе реализации было множество простоев. Потому что на площади постоянно проходят всякие концерты, фестивали, и на каждом этапе приходилось подолгу ждать, когда можно будет снова приступить к проекту.

Работы, которые обычно занимают два-три месяца, растягивались на два-три года. Потом у нас было около 30 ночей на отстройку. Так что это был большой проект во всех смыслах, который очень многому меня научил.

Вы, как я знаю, уже видели Красную площадь. Что можете сказать о ее освещении?

Это было интересно: я пришла за несколько минут до того, как включили подсветку, и наблюдала очень интересный контраст. Потому что без подсветки объем, трехмерность площади были не сильно проявлены. Но когда включили освещение, лучше стал понятен масштаб самого места.

Отдельное впечатление производит это торговое здание с бутиками, подсвеченное пунктирными линиями по контуру…

Вы, наверное, говорите про ГУМ – Главный универсальный магазин.

Такое решение для меня – это слишком.

Согласен.

Как бы это сказать. Как будто…

Как будто на базаре в Индии или Марокко. Это я сказал, но, как понимаю, вы имели ввиду что-то подобное.

Ну да, или как новогодняя подсветка. То есть на всей остальной площади, на мой взгляд, освещение сделано хорошо. Но вот это здание: для меня такое — это как-то слишком. Но не так важно, что лично я об этом думаю. Информативнее было бы взять интервью у людей на Красной площади и у них спросить, как им это, нравится или нет?

А какое более эстетичное решение подсветки вы предложили бы для ГУМа?

Освещение здания, как живопись, позволяет наложить друг на друга несколько слоев и таким образом задать проработку деталей, глубину, выделить разные фактуры и уровни. Может быть, первым слоем по фасаду стоит пустить свет мощных прожекторов, а затем мягко расставить дополнительные акценты, — на окна, например. Здание само по себе очень большое и обладает четко выраженной структурой. Создать симметричные акценты пятнами света более теплого тона, или разместить их по центру и по краям… Не знаю. Это надо садиться разрабатывать проект, чтобы ответить.

А в целом по освещению общественных пространств в Москве какие у вас будут рекомендации? Учитывая огромный размер города, гигантский масштаб проспектов и долгую зиму почти без солнечных дней.

Как я и говорила, чтобы приступить к такой работе, надо в первую очередь опросить горожан. Организовать с ними в темное время суток прогулки в тех местах, где предстоит сделать проекты, и выяснить, как они ощущают эти пространства и используют их.

Мы, — я и команда, являясь профессионалами, сами предлагаем решения. Но делаем это всегда, опросив местных жителей. Ведь каждый раз надо понять: как они меняют маршруты в темное время суток, почему одни места их притягивают, а другие — нет.

Кстати, когда я говорю о создании ощущения безопасности и защищенности, я прекрасно понимаю, что световые решения — это еще не все: мы отдельно опрашиваем еще и сотрудников полиции. Сопоставив эту информацию, понимаем, как действовать. А готовых решений не существует.

Изабель Кортен приезжала в Москву чтобы выступить на образовательной площадке Interlight Design Academy в рамках выставки Interlight Russia