Дотянем до смены!
Третье воскресенье июня - день медицинского работника.Сегодняшний праздник – тихий. Медики не купаются в фонтанах, не бьют ампулы о свои и чужие головы, не пьют глюкозу из контейнеров на лавочках детских площадок и не нападают на юристов и сталеваров с вопросами: «А где ты был, когда я СЛР делал и мешок Амбу качал?»
В некоторых квартирах и во всех БИТ, ЛПУ, ФАП, АПУ и ПСТ нальют чай, разрежут тортики и чокнутся кружками, которые когда-то были белыми, но уже давно потемнели от заварки. Почему-то тонкие чашки в медучреждениях чаще всего выживают только в кабинетах «главного» и начмеда, да ещё, пожалуй, в бухгалтериях.
Не будет фейерверков, да и в большинстве медкабинетов не будет яркого света: воскресенье – выходной, и трудится только дежурная смена. И утром понедельника вряд ли в полицейских сводках упомянут врачей, устроивших пьяный дебош в честь профессионального праздника.
Зато везде, во всех клиниках и поликлиниках прозвучит, тихо или громко, горький девиз российского врача «Дотянем, мальчики и девочки, до смены!»
Медицина (как, впрочем, и здравоохранение) держится на хрупких женских плечах. Нет, есть среди адептов Асклепия и Гиппократа и мужчины, но 80% медработников – прекрасная половина человечества. Именно женщины, которым природа определила дарить новые жизни, всегда причастны и к их спасению, причём «на всех этапах оказания медицинской помощи – догоспитальном, госпитальном, амбулаторном и реабилитационном», как пишут в приказах. Кстати, даже «организаторы здравоохранения,» авторы удивительно бюрократических инструкций и нормативов – они тоже медицинские работники. И тоже празднуют сегодня свой праздник.
В последние годы медицина всё дальше отдаляется от здравоохранения. Раньше, в самые тяжёлые времена, интересы пациента всегда превалировали над всем остальным – но теперь на первое место вышел «златой телец», и перед ним отступили основополагающие заветы. Пропал главный постулат московской школы здравоохранения, выраженный профессором Григорием Антоновичем Захарьиным ещё в середине XIX века, но актуальный до сих пор: «Плох тот врач, после разговора с которым больному не стало легче».
И тем не менее, каждый день и каждую ночь врачи, фельдшера, медсёстры и медбратья вынуждены работать, спасая здоровье и жизни всех нас окружающих. Часто – не благодаря, а вопреки. Ожидая, когда же придёт смена...
МОСЛЕНТА сама себе задала вопрос: как же узнать хорошего врача? И сама же на него попыталась ответить.
-
Хороший врач долго разговаривает с пациентом и его родственниками и задаёт много вопросов. В работе медика огромную роль играет сбор анамнеза – выяснение истории не только текущего заболевания, но и истории жизни. Только выяснив всю подноготную, можно поставить первичный диагноз. Кстати, первичный осмотр не может быть ограничен по времени и уж никак не может занимать менее получаса, но вот здравоохранение и его министерство считают иначе и разрешают проводить первичный осмотр целых семь минут, включая время на оформление амбулаторной карты.
-
Хорошего врача отличает спокойный голос и уверенное поведение – это следствие пункта один, так как умение вести разговор вырабатывается многими годами опыта. Более того, сам вид хорошего врача вызывает спокойствие, даже в самых тяжёлых случаях.
-
Хороший врач всегда сначала посмотрит на пациента, а потом – вымоет руки. Потому, что так спокойнее. И так – правильно. При этом хороший врач может потребовать чистое полотенце и может не снять обувь или не надеть бахилы – хотя постарается этого избежать. Просто потому, что хороший врач себя уважает и не любит ссоры по пустякам.
-
Хороший врач никогда не расскажет, что надо делать, а всегда напишет это. Причём достаточно точно, так как записи, если что, будут под микроскопом изучать не только родственники больных, но и прокурор со следователем и экспертами.
-
Хороший врач эрудирован, много читает, и не только профессиональную литературу. Просто потому, что это ему нужно.
-
Хороший врач назначит не более трёх лекарств одновременно, причём назовёт и оптимальный препарат, и его аналоги, может, и не такие хорошие, но обладающие другими достоинствами, например, низкой ценой. Хороший врач никогда не будет назначать препараты только одной фирмы или настаивать на покупке лекарств именно в «правильной» аптеке. Опять-таки потому, что он себя уважает.
-
Хороший врач всегда готов посоветоваться с коллегой и не боится отстаивать свою точку зрения. Хороший врач всегда порекомендует проконсультироваться у узкого специалиста, потому что понимает: нельзя знать всё.
-
Хороший врач всегда назначит только оптимальное количество анализов и исследований, потому что помнит заповедь Гипократа: «Всё есть лекарство и всё есть яд – разница только в дозировке».
-
Хороший врач, дав лекарство (неважно – шприцом или таблеткой) обязательно проведёт у постели больного необходимое время до начала действия препарата, чтобы убедиться в достижении желаемого эффекта.
-
Хороший врач не бегает, и вообще – во всём поспешает медленно, потому что вид бегущего человека в белом халате или (теперь) медицинской форме вызывает или смех или панику. И не надо кричать ему «давай бегом». В этом, кстати, сходство врача с генералом.
-
Хороший врач всегда имеет при себе всё необходимое – от фонарика до шприца (несмотря на все усилия организаторов здравоохранения сократить список всего необходимого). Это и вопрос самоорганизации, и вопрос профессиональной гордости. Только имейте в виду: иногда родственников больного отправляют за «нужным» специально, чтобы не отвлекали и не мешали.
-
Хороший врач всегда сначала подумает, а потом скажет. Потому что чувствует ответственность за каждое слово. В частности, возможную уголовную.
-
Хороший врач ценит себя и своих коллег. Он, кстати, знает, чем Клятва Гиппократа отличается от клятвы Советского врача. И стремится узнать, чем же они обе будут отличаться от Клятвы российского врача, о необходимости которой вдруг заговорила власть законодательная.
-
Хороший врач – не всегда приятный в общении человек. Просто потому, что он – не золотой червонец, чтобы всем нравиться. Но хороший врач имеет на это право.
И да – у него ещё есть нимб и крылья. Но не все их видят.
ПРИМЕЧАНИЯ:
БИТ - блок интенсивной терапии (образно говоря – реанимация) ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение (госпитали и больницы) ФАП - фельдшерско-акушерские пункты АПУ - амбулаторно-поликлинические учреждения (диспансеры и поликлиники) П\СТ - подстанции скорой помощи