Опубликовано 23 июля 2016, 11:23

Когда из Москвы исчезнут маршрутки?

Что случилось?

Власти Москвы объявили, что в мае в активную фазу вступит реформа наземного общественного транспорта. Мэрия собирается упорядочить работу городских маршруток. Так, 9 мая на еще двух маршрутах начали ходить микроавтобусы частных компаний – «Таксомоторный парк №20» и «Гепарт». Они будут возить пассажиров по новым стандартам, прописанным в специальных контрактах, которые компании заключают с московской мэрией на пять лет.

В чем суть реформы?

Саму реформу наземного общественного транспорта столичные власти анонсировали еще в 2014 году. Наверняка вы заметили, что вместо привычных желтых маршруток, которые «до отвала» забивались пассажирами, на улицах стали появляться синие микроавтобусы, оформленные в едином стиле с логотипом «Московский транспорт» на борту?

Это и есть результат заявленной мэрией реформы. С лета 2015 года ГКУ «Организатор перевозок» заключает с частными компаниями контракты, в которых прописаны строгие правила перевозки пассажиров.

Первые «частники» начали работать еще в сентябре 2015 года. Так, компания «Автокарз» с 30 сентября перевозит москвичей в районе станции метро «Сходненская», по маршрутам №368 и №199к, а компания «Трансвей» - с декабря 2015 года – по маршруту №320 у метро «Киевская».

Что изменится?

В мэрии обещают, что после реформы из города исчезнут знаменитые желтые микроавтобусы с хаотичным расписанием, водителями-лихачами, фразами «ждем, пока заполнится» и «передайте за проезд». В новых контрактах, которые «частники» заключают с ГКУ «Организатор перевозок», прописаны требования, как и на чем нужно перевозить пассажиров.

Все коммерческие микроавтобусы, которые компании закупают для перевозки москвичей, должны быть не старше двух лет. Их перекрасят в синий цвет и оформят в едином стиле, а на борту появится логотип «Московский транспорт». На бортах и передней части также установят светодиодные маршрутные указатели.

В салоне появится электронное табло с бегущей строкой, где будет написано время, температура в салоне и следующая остановка. А остановки будут объявлять по громкой связи. «У метро кто выходит?», - вы больше не услышите.

Водителям также запретят останавливаться «по требованию». В салонах микроавтобусов разместят систему климат-контроля, которая осенью и зимой будет поддерживать температуру не менее 12 градусов тепла, весной и летом – не более 25. В новых маршрутках также появится современная система безопасности и автоматическая система пожаротушения.

В кабине водителя предусмотрена «тревожная кнопка», с помощью которой он сможет подать сигнал в диспетчерский центр департамента транспорта. Возможно, самое главное нововведение – в маршрутках можно будет платить картой «Тройка» и билетами «ТАТ», «Единый» и «90 минут».

Ключевое и главное требование новых государственных контрактов – наличие в салонах валидаторов для оплаты проезда. Устанавливать турникеты частным перевозчикам не обязательно. Это остается на усмотрение компании.

Кто и как за этим будет следить?

В автобусах установят систему видеонаблюдения и навигации ГЛОНАСС. С их помощью контролеры ГКУ «Организатор перевозок» будут следить за соблюдением расписания, маршрута и за скоростью движения автобусов.

Данные с камер будут также передавать в ГИБДД в случае аварии. Это поможет найти виновных при ДТП и отвечать на жалобы со стороны пассажиров на некультурное обращение водителя, отказ от предоставления льгот и разрешить другие конфликтные ситуации.

У контролеров ГКУ «Организатор перевозок» есть специальное приложение, куда они вносят результаты проверок коммерческих маршруток. Каждый день сотрудники ведомства осматривают микроавтобусы и следят за тем, чтобы в салонах было чисто, не было рекламы или объявлений. Контролеры проверяют также температуру воздуха в салоне, исправно ли работают валидаторы, видеокамеры, бегущая строка и так далее.

Если были обнаружены какие-либо недочеты, контролер с помощью приложения начисляет компании-перевозчику штрафные баллы, которые влияют на его месячных доход от проданных билетов. За особо грубое нарушение, как например ДТП с пострадавшим, с предприятием разорвут контракт.

Сколько будет стоить проезд?

Как и в любом другом московском общественном транспорте. Билет на одну поездку будет стоить 50 рублей. Если пользоваться картой «Тройка» и другими проездными, то дорога обойдется значительно дешевле.

Новые маршрутки полностью будут дублировать старые?

Нет, маршруток станет почти в два раза меньше. По данным департамента транспорта, сейчас в городе около 400 маршрутов, где работают частные перевозчики. После реформы маршруток останется чуть больше 200, но власти обещают, что пассажиров они будут перевозить даже больше, чем старые.

Когда из Москвы исчезнут маршрутки?

© Евгений Самарин / РИА Новости

Дело в том, что по новым контрактам перевозчики будут работать на автобусах трех разных видов: большой вместимости (на 85 пассажиров), средней (на 40 пассажиров) и малой (на 19 пассажиров). За счет этого, как говорят в мэрии, пассажиропоток на этих маршрутах не уменьшится, а увеличится.

Так когда же из Москвы навсегда исчезнут маршрутки?

Глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов пообещал, что все маршрутки в прежнем виде исчезнут с московских улиц к сентябрю 2016 года, когда все «частники» приступят к работе по новым контрактам.

В некоторых районах города уже начали курсировать новые синие автобусы и микроавтобусы. Официально частные перевозчики работают пока только на девяти маршрутах, с учетом тех, что запустились 9 мая. С 16 мая новые автобусы начнут ходить еще на 36 маршрутах, а со 2 июня – еще на 24.

Есть места, где ходят новые маршрутки, но там все «по-старому». В чем дело?

Да, действительно, иногда синие микроавтобусы можно встретить и на «старых» маршрутах, где еще не действуют новые правила перевозок. В департаменте транспорта объясняют это тем, что «частникам» и их водителям «дают привыкнуть» к новым автобусам.

В ведомстве подчеркивают, что в таких маршрутках, несмотря на фирменный логотип «Московский транспорт» на борту, пока не действуют новые правила перевозок: расплатиться можно только наличными, выйти в любом месте и так далее. Правила начнут соблюдать после того, как все контракты вступят в силу.

Отличить маршрутку, которая уже работает по новой модели, легко. Нужно посмотреть, есть ли ее номер в расписании, установленном на остановке. Номера маршруток, работающих по государственному контракту, нанесены на все указатели на остановках вместе с другими маршрутами наземного городского транспорта.

Собираются ли менять номера маршруток?

Да, многие маршрутки поменяют свои номера. Узнать о том, когда в вашем районе начнут ходить новые маршрутки, уточнить расписание и номер можно на едином транспортном портале transport.mos.ru или на сайтах районных управ. Кроме того, на остановках появятся специальные плакаты и информационные щиты. Благодаря системе навигации ГЛОНАСС, установленной в каждом автобусе, новые маршрутки должны также появиться в приложении "Яндекс.Транспорт".