Опубликовано 22 января 2016, 00:00

«Хамят кавказцы и молодежь»

Водитель автобуса — о езде по сугробам, войне с маршрутками и пешеходах-зомби
Январские снегопады не только добавили работы дворникам, но и осложнили передвижение общественного транспорта, которому приходится прорываться через снежные заносы, сугробы и ледяную кашу. Водитель московского автобуса Андрей рассказал МОСЛЕНТЕ об особенностях зимней езды.
«Хамят кавказцы и молодежь»
Кристина Кормилицына / Коммерсантъ

Январские снегопады не только добавили работы дворникам, но и осложнили передвижение общественного транспорта, которому приходится прорываться через снежные заносы, сугробы и ледяную кашу. Водитель московского автобуса Андрей рассказал МОСЛЕНТЕ об особенностях зимней езды.

Про зимние аварии

Больше всего меня сейчас удивляют пешеходы. Люди не смотрят по сторонам, не оглядываются на светофоры. Я на днях на свой «зеленый» свет ехал по Фрязевской улице, сигналил на перекрестке, но никто не обернулся! Все то ли сонные, то ли в наушниках… Я вообще шучу, что среди пешеходов в Москве много зомби. Это люди по 30, 40 лет, среди них много женщин. В общем, на Фрязевской мне пришлось резко затормозить, чтобы никого не задеть.

В целом, аварий сейчас на треть больше обычного. Много проблем из-за молодых водителей-первогодников на легковушках типа «Фокуса» или «Мондео». Они летом сели за руль, поведение машин на снегу себе не представляют и легко бьются.

Мне на автобусе тяжелее всего тормозить у остановок. Основные трассы от снега чистят, ехать можно. Но снег сгребают к обочинам, у тротуаров образуются завалы. Подъехать сложно, из-за постоянного маневрирования на подъездах к остановкам еще и лед накатывается. Вообще, по моим ощущениям, дворников в Москве стало гораздо меньше. Разъехались приезжие из Таджикистана, Узбекистана.

За опоздание нас штрафовать сейчас перестали. Все понимают, что ехать по графику сложно. При этом за нагон — приезд раньше времени — всегда штрафуют сильнее. Считается, что если ты приехал раньше, то какие-то остановки пропустил.

Я езжу на юго-востоке Москвы, и тут снег чистят как-то неравномерно. Где-то убирают постоянно, где-то нога дворника даже не ступала. У меня был рекорд: на одном месте — около Люберец — я простоял шесть часов из-за снега и пробок! Средний простой на одном месте составляет 15-20 минут. Обычно это бывает под вечер по направлению в область. На моем маршруте это Вешняковская улица, Новокосинская эстакада. В новой Некрасовке снег вообще не чистят.

Жесточайшая дорожная война у нас с маршрутками. Они нагло постоянно мешают посадке пассажиров: тормозят на остановках и включают левый поворотник. Я вынужден тормозить на пешеходном переходе

Снег сгребают к обочинам, поэтому автобусам тяжелее всего тормозить на остановках

Снег сгребают к обочинам, поэтому автобусам тяжелее всего тормозить на остановках

© Евгения Гусева / Комсомольская Правда / PhotoXPress

Спасает только то, что многие автомобилисты поставили свои машины на прикол и пересели на общественный транспорт. Кто-то решил, что так безопаснее, где-то снегоуборочные машины счистили снег на обочины и во дворы так, что выехать не получится при всем желании. Соответственно, там все забито и даже при желании выехать нельзя. По выделенным полосам ехать проще, но попадаются лихачи, которые заклеивают одну-две цифры номера и гоняют.

Про дорожные войны

Главное в работе водителя автобуса — всегда сохранять спокойствие и не торопиться. По моим оценкам, каждый третий автомобилист на московских дорогах неадекватен. Больше всего хамят кавказцы и молодежь. Однажды на круговом движении приезжие с юга из левого ряда на своих 14-х «жигулях» пытались через ряд завернуть направо. Я при этом ехал прямо, но они меня подрезали. Мне пришлось уйти с кругового движения и свернуть направо. Этим дело не кончилось. Они начали возмущаться, вышли из машины, что-то кричали, угрожали, один стал бить кулаком по автобусу. Для таких случаев у меня под рукой всегда монтировка и газовый баллончик. Я им монтировкой из окна помахал, и беседу они как-то расхотели продолжать...

Молодые пацаны 20-22 лет тоже самоутверждаются — подрезают, оттормаживают. Пару недель назад я на повороте не смог сразу встроиться в свою полосу и ехал по левой. По ней гнал парень на «Фокусе». Он меня обогнал, подрезал, показал «фак», что-то кричал. Но я просто не стал вступать в перепалку.

При этом люди на дорогих иномарках, как правило, ведут себя цивилизованно. За рулем там часто не владельцы, а нанятые водители. Они машины берегут, они более-менее спокойные. Я даже удивлюсь иногда: вроде человек на BMW 7, а он вежливый — пропускает, уступает.

Жесточайшая дорожная война у нас с маршрутками. Они постоянно мешают посадке пассажиров. Действуют просто: тормозят на остановках, включают левый поворотник, как будто вот-вот отъедут, но сами не отъезжают, а пытаются собрать пассажиров. Я, получается, подъехать к остановке не могу, а вынужден стоять, например, на пешеходном переходе. Пассажиры шумят — им же надо выйти. И вот я открываю двери, а маршрутка уезжает. Получается, я зачем-то высаживаю пассажиров на пешеходном переходе.

Зарплата зависит от стажа и количества смен. Смены бывают по 7 и 11 часов. Если смена 11 часов, то на следующий день обязательно выходной. В месяц можно заработать от 40 до 70 тысяч рублей

Перед выходом на смену всех водителей осматривает врач

Перед выходом на смену всех водителей осматривает врач

© Петр Кассин / Коммерсантъ

Про знакомых пассажиров и зарплату водителя

Я часто вожу своих одноклассников. Я родился, ходил в школу и сейчас живу в одном и том же районе. Есть те пассажиры, которые едут всегда в одно время. Некоторые здороваются, хотя я даже их имени не знаю. Общение с пассажирами иногда происходит только на конечной остановке. Сейчас чаще всего спрашивают, почему автобус ходит не по расписанию. Приходится объяснять про снег и пробки.

Зимой больше становится пьяных, которые засыпают в салоне. Видимо, расслабляются в тепле. На конечной станции я подхожу, пытаюсь разбудить, но есть такие, которые вообще не реагируют и катаются весь день. Что с ними делать? На улицу не выкинешь. В итоге они либо сами выходят, либо мне приходится выводить их с охраной.

Из кабины во время поездки нам выходить запрещено, поэтому на безбилетников я внимания не обращаю. Моя задача: безопасно довезти пассажира из пункта А в пункт Б. Но с контролерами бывают странные случаи. На днях парень оплатил проезд себе и девушке картой «Тройка». Я точно видел, что карту он приложил два раза. Контролеры парню сказали, что его оплату проверить они не могут. Я специально вышел и сказал контролерам, что проезд оплачен, но уговоры не действовали. В итоге все обошлось без штрафа, но выйти ребятам пришлось раньше, до своей остановки они не доехали.

Перед выходом на смену всех водителей осматривает врач. Проверяют давление, пульс. Если на смену человек пришел с запахом алкоголя, то в известность ставится начальство и следует увольнение. Зарплата зависит от стажа и количества смен. Смены бывают по 7 и 11 часов. Если смена 11 часов, то на следующий день обязательно выходной. В месяц можно заработать от 40 до 70 тысяч рублей.