Как Москву хотели обводнить
Почему столица стала портом пяти морейНедавно власти Москвы заявили о намерении реконструировать и приспособить для современного использования «Парк северного речного вокзала». В рамках этих работ планируется снести ряд павильонов, кафе и аттракционов, а также воссоздать ныне утраченное историческое здание ресторана, которое изображено на почтовой открытке 1954 года. Однако данная реконструкция не идет ни в какое сравнение с масштабным проектом обводнения столицы, задуманным и частично реализованным архитекторами в 30-е годы, в рамках которого и был построен Северный речной вокзал. МОСЛЕНТА вспомнила, зачем Москву хотели сделать судоходной, и как должны были выглядеть водные артерии города.
Сталинский план развития Москвы 1935 года предусматривал полную реконструкцию столицы и создание на ее месте своеобразного города-мечты. Планы архитекторов были действительно грандиозными: пробить бульвары в Замоскворечье и замкнуть их, создав еще одно полноценное кольцо, расширить и спрямить городские магистрали, озеленить Москву и превратить ее в настоящий сад, а также проложить вокруг города систему судоходных каналов, по которым из Москвы можно будет без пересадок попасть в пять ближайших морей.
В начале XX века Москва столкнулась с целым рядом серьезных проблем: растущее население и отсутствие нового жилья, неслаженная работа общественного транспорта, наличие неблагоприятных районов, кишащих ночлежками и кабаками, а также нехватка питьевой и технической воды.
Построенная в 1903 году на Истре Рублевская водокачка уже не могла обеспечить потребности москвичей в чистой воде. Говорят, в то время Москва-река так обмелела, что ее можно было легко перейти вброд прямо напротив Кремля – в том месте, где сегодня расположен Большой Каменный мост.
На территории Москвы протекали 37 больших и малых рек, многие из которых были заключены в уложенные под землей каменные трубы. Большинство водоемов «заросли» мусором и источали неприятные запахи.
Поэтому в 1930-е годы московские власти решают полностью перестроить систему водоснабжения, наполнить столичные реки водой из верховьев Волги, а также построить систему судоходных каналов. Все это наряду с другими крупными изменениями вошло в Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года.
Из Москвы в Волгу и лифт для кораблей
Одним из самых значимых пунктов плана стало сооружение канала, соединявшего Москву с Волгой. Решение о строительстве судоходной трассы было принято в 1931 году. Из нескольких предложенных вариантов наиболее перспективным был признан проект молодого инженера Комаровского, который впоследствии стал главным инженером канала.
Строительство началось в 1932 году. Для сооружения трассы использовался труд заключенных ГУЛАГа. «Тюремных» строителей не щадили, они работали в сложнейших условиях, поскольку в то время считалось, что труд способен перевоспитать преступников и сделать их нормальными членами общества, однако в действительности многие умирали прямо на строительной площадке. Всего за время сооружения канала погибли от 700 тысяч до 1,5 миллионов человек.
Для доставки материалов и техники рядом с каналом были проложены новые автомобильные дороги. Стройка велась ударными темпами, и канал длиной 128 километров удалось прокопать за пять лет. В апреле 1937 года началось заполнение будущей судоходной трассы водой. Волга повернула вспять, а ее воды заполнили всю длину канала за 13 дней.
Ширина водной артерии составляет 85 метров, по всей длине ее обрамляют бетонные берега. Средняя глубина – 5,5 метров, она позволяет проходить по каналу многим речным судам.
Интересно, что вода из Волги в Москву идет не самотеком, поскольку из-за неровностей местности канал сначала поднимается на высоту 38 метров, а затем, на подходе к столице, плавно спускается.
Для подачи воды и судоходства на канале построены восемь шлюзов – корабль заплывает в него, за ним закрываются герметичные нижние створки, в камеру шлюза насосами накачивается вода. Поскольку судно остается на плаву, оно поднимается на следующий уровень канала, где перед ним открываются уже верхние створки, и оно продолжает свой путь по каналу. Чтобы спуститься используют обратную технологию – воду из шлюзовых камер откачивают. Можно сказать, что корабли поднимаются и спускаются как по лестнице.
Канал Москва-Волга имени Сталина стал важнейшей водной артерией столицы. Он обеспечил кратчайшую транспортную связь с верховьями Волги, откуда дальше можно попасть в пять ближайших морей – Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное. После строительства канала по нему поплыли грузовые и пассажирские суда, а Москву стали называть не иначе как «портом пяти морей».
Кроме того канал обеспечивает столицу водой - ежегодно Волга дает Москве до 60 процентов питьевой и технической воды.
В годы Великой Отечественной войны канал стал водной преградой для фашистских захватчиков. Именно здесь в 1941 году проходила линия фронта, о чем свидетельствуют следы от пуль и многочисленные памятные таблички, установленные на берегах.
В 1947 году, когда Москве исполнилось 800 лет, Сталин решил переименовать канал в честь столицы. С тех пор водная артерия называется каналом имени Москвы.
Внутригородское водное кольцо
Сооружение канала Москва-Волга было одной из основных задач проекта обводнения столицы, однако кроме этого планировалось провести немало работ и в самом городе. По задумке архитекторов, наряду с возведением новых красивых и высоких каменных зданий, высадке зеленых деревьев и прокладке широких проспектов для превращения Москвы в лучший город земли, ее должно было окружить еще одно кольцо – на этот раз водное.
Предполагалось, что в «новой» столице будет множество каналов с чистой водой, она будет наполнять большие водоемы, открытые для купания и занятия спортом обычным москвичам. Сталинский план развития Москвы предусматривал, что волжская вода придет в столицу и буквально «умоет» город.
В 1932 году вместе с прокладкой канала в сторону Волги началось и строительство крупного водохранилища в Химках. Вскоре на его берегу появился Северный речной порт, а сам водоем получил важное транспортное значение. Именно Химкинское водохранилище должно было замыкать на себе большое судоходное кольцо, которое градостроители хотели построить в столице.
Для его прокладки предполагалось спрямить русло Москвы-реки, а в некоторых местах прокопать новые «реки». Всего по плану должны были соорудить шесть каналов – Хорошевский и Карамышевский должны были стать продолжением канала Москва-Волга, Дорогомиловский прошел бы по территории районов Дорогомилово и Раменки параллельно кольцу МКЖД, Андреевский или Лужнецкий должен был начинаться у Андреевского монастыря и идти на юго-восток почти по прямой линии, Восточный хотели проложить через Мытищи и далее по трассе нынешней МКАД до Кусково. Шестой, Северный канал, должен был соединить Химкинское водохранилище с Яузой.
Большинство фарватеров хотели оборудовать шлюзами, гидроузлами и судоподъемниками. Также предполагалось создать в восточной части города большую гавань и водохранилище, которое бы соединялась с остальной системой через Восточный канал.
Реконструкции подлежала и Яуза. Ее берега хотели одеть в гранит, обустроить набережные, реконструировать мосты и построить четыре новых гидроузла.
Претворить в жизнь эти грандиозные планы помешала война. Из всего того, что с гордостью было нанесено на бумагу и представлено на обозрение народу, реализовали лишь малую часть – были построены Хорошевский и Карамышевский каналы, а также реконструирована Яуза.
Речные вокзалы и порты столицы
Для быстрой и удобной погрузки и разгрузки транспортных речных судов, а также пассажирской навигации в столице предполагалось построить несколько портов и речных вокзалов. Одновременно с окончанием прокладки канала Москва-Волга в эксплуатацию были сданы Северный и Южный речные вокзалы для пассажирских перевозок и Северный, Южный и Западный речные порты для перевозки грузов.
Вокзалы для пассажиров возводили с соответствующей сталинской эпохе помпезностью. Башню Северного речного вокзала, например, венчает шпиль с пятиконечной звездой, которая в 1935-1937 годах находилась на Спасской башне Московского кремля. В основании шпиля предусмотрено специальное устройство для его подъема и опускания. Предполагалось, что шпиль будет подниматься во время начала навигации и опускаться на зимний период, однако сложным механизмом воспользовались лишь один раз.
Вход в здание венчают майолики, изображающие фантастическую Москву будущего, а серп и молот на фасаде украшены уральскими самоцветами.
На вокзале имеются широкие террасы с фонтанами «Север» и «Юг», символизирующими связь северных и южных речных путей в столице.
А вот Южный речной вокзал не раз перестраивался и менял местоположение. Первое деревянное здание, построенное в 1932 году, располагалось в районе Новоданиловской набережной. Рядом с ним находилась железнодорожная платформа «Речной вокзал», которую впоследствии переименовали в «ЗИЛ».
В 1972 году Южный речной вокзал перенесли ниже по течению Москвы-реки – в Нагатинский затон. Сначала временное здание вокзала находилось на плавучем дебаркадере, а затем в 1985 году вновь «переехало» – теперь уже на берег.
Новый корпус речного вокзала был выполнен из кирпича и украшен башней со шпилем. Первый кораблем, отправившимся в плавание до Астрахани из обновленной пассажирской гавани, стал пароход «Павел Юдин».
Сегодня для пассажирских перевозок в основном используется речной вокзал на севере столицы, южный же практически не работает по своему первоначальному назначению. Грузовые порты продолжают функционировать, принимая речные суда.