«С транспортной точки зрения бесполезно, но психологически может помочь»
Как будут устроены зоны отдыха в московском метроВ московском метро появятся зоны отдыха для пассажиров. Первую собираются открыть на станции «Нижние Мневники» Третьего пересадочного контура, запуск которой запланирован на 2018 год.
В зоне отдыха установят лавочки и зарядки для гаджетов. Кроме того, пассажиры получат бесплатный доступ в интернет. МОСЛЕНТА разбиралась, как москвичи будут отдыхать в метро.
«На самом деле, пока мы планируем ограничиться только одной станцией — «Нижними Мневниками». Там это позволяют сделать особенности конструкции, а именно — эскалатор внутри пространства станции, фактически посередине платформы», — рассказал МОСЛЕНТЕ архитектор Тимур Башкаев, руководитель архитектурного бюро, победившего в конкурсе на разработку дизайна и строительство новой станции метро.
По словам Башкаева, зона отдыха разместится не на платформе, а в вестибюле, за турникетами. «Люди смогут там кого-то подождать, кого-то встретить, почитать или же поговорить по телефону. Ведь в метро встречаются очень много людей, особенно вечером, и это вызывает у них потребность в каком-то краткосрочном досуге. У них появится зона нормального ожидания и встреч», — пояснил архитектор.
Руководитель бюро рассказал, что в планах также обустройство зоны отдыха для пассажиров на будущих городских транспортно-пересадочных узлах (ТПУ). Сейчас в Москве работает четыре ТПУ: рядом со станциями метро «Выхино», «Щелковская», «Калужская» и «Планерная». До 2020 года должно появиться еще 273.
Башкаев рассчитывает реализовать свою задумку, в первую очередь, на ТПУ «Рязанское» (в районе Лефортово) и «Ховрино» (на улице Дыбенко). Он надеется, что такие пространства станут популярными среди москвичей, пересаживающихся с одного вида транспорта на другой — они тратят на это гораздо больше времени, чем пассажиры метро.
Научный сотрудник Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Егор Мулеев в разговоре с корреспондентом МОСЛЕНТЫ сообщил, что не видит смысла в создании зон отдыха, по крайней мере, с транспортной точки зрения. Однако он отметил, что такие пространства могут помочь пассажирам справиться с психологическими нагрузками, возникающими во время поездки.
«Лично я считаю, что это ничего не изменит. Да и примеров за рубежом тоже не припомню. Другое дело, что еще в советском градостроительстве было такое понятие, как «транспортная усталость». Это больше относится к области психологии. Если пассажир едет без перерыва больше 45 минут, он устает, и это сказывается на производительности труда. С этой точки зрения задумка властей может принести плоды», — отметил эксперт.
По его словам, те задачи, которые стоят перед зонами отдыха, уже сейчас успешно выполняют лавочки в вестибюлях станций метро. «Но если у города есть лишние деньги — почему бы и не организовать такие пространства», — заключил Мулеев.
«Нижние Мневники» — типовая станция мелкого заложения. Она станет частью так называемого Третьего пересадочного контура и расположится между строящимися станциями «Терехово» и «Улица Народного ополчения». 1 февраля столичные власти подвели итоги открытого национального конкурса на ее оформление.
Основной особенностью станции станет необычное расположение эскалаторов. Согласно проекту, они будут выходить на середину платформы. При строительстве не планируют использовать традиционные для московского метро мрамор и гранит. Их заменит бетон, что позволит сэкономить много денег. «Нижние Мневники» должны открыться в 2018 году.
Руководство московского метро не первый раз старается сделать его более комфортным. На платформе, открытой в сентябре прошлого года станции «Котельники», был установлен стенд с розетками и зарядками для гаджетов. Спустя три месяца стенд увезли на «доработку».
В октябре заместитель начальника метрополитена по стратегическому развитию и инвестициям Роман Латыпов заявил, что такие же стенды в обозримом будущем могут появиться на всех станциях столичного метро.