«Платон» съел транспортный налог
Путин объявил об отмене платы за проезд по новой системе, но автоперевозчики остались недовольныТранспортный налог для большегрузов, которые вынуждены платить за проезд по новой системе, будет отменен в начале следующего года. Об этом президент Владимир Путин заявил сегодня на ежегодной большой пресс-конференции. Впрочем, сами водители считают, что ни о какой победе речь не идет. И обещают новые акции протеста против «Платона», который не дает им работать.
Система «Платон», подразумевающая плату за пользование федеральными трассами для грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн, была введена в России 15 ноября этого года. Разработчик и оператор системы — компания «РТ-Инвест Транспортные системы», детище госкорпорации «Ростехнологии». Езда «по-платонски» — это 1,53 рубля за километр сейчас и 3,06 — с 1 марта будущего года. Все собранные с водителей фур средства должны направляться в Федеральный дорожный фонд. Деньги немалые: по некоторым оценкам экспертов, за первый день работы системы было собрано порядка 35 миллионов рублей. За первый год работы новой системы планируется собрать порядка 40 миллиардов рублей. За неоплату проезда — штраф. Первый раз — 450 тысяч рублей, за повторную неуплату — 1 миллион рублей.
«Платон» вызвал массовые протесты водителей большегрузов по всей России. Суровые водители не выходили на разрешенные митинги, а просто перекрывали федеральные трассы. В Москве, Липецке, Красноярске, Минеральных Водах, Московской, Тверской и Челябинской областях, в Дагестане... Последний раз столь масштабные массовые протесты по всей стране были, пожалуй, в 2004 году против монетизации льгот.
Не обратить на них никакого внимания ни тогда, ни сейчас не получилось. Вчера, накануне общения президента с журналистами, пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков рассказал в эфире телеканала «Россия 24» о том, что вчера же вступили в силу изменения по штрафам за нарушения правил оплаты в системе «Платон». Штрафы оказались снижены в десятки раз: до 5 тысяч с 450 за первое нарушение, до 10 тысяч с 1 миллиона за повторное. Однако отменять скандальную систему никто не намерен.
По словам Владимира Путина, многие дальнобойщики работают по «серым» схемам. «Я сам все‑таки из рабочей семьи и я понимаю, что эти мужики вкалывают, они работают, за рулем сидят, но надо выходить все‑таки из «серых» схем, — отметил глава государства на пресс-конференции. — И мне хочется их поддержать, поверьте. Ко мне Памфилова приходила, говорила: знаете, я с ними встречалась, там такие работяги, они вызывают у меня симпатию. Но надо выходить из этих «серых» схем. Надо им помочь».
«Мне очень горько, что Владимир Путин использовал те же аргументы и тезисы, которые мы за последние полтора месяца разнесли в пух и прах, когда их озвучивали представители Минтранса и Росавтодора, — прокомментировал МОСЛЕНТЕ пресс-конференцию президента руководитель Межрегионального профсоюза работников автомобильного транспорта Валерий Войтко. — В год владелец фуры будет платить от 20 до 40 тысяч транспортного налога в зависимости от количества лошадиных сил и региона, а «Платону» будет отдавать от 200 до 300 тысяч. И далеко не все смогут переложить это на стоимость перевозимых грузов, потому что товаропроизводители тоже на последнем издыхании. То есть отмена транспортного налога — это 10-15 процентов от того, что автоперевозчикам придется отдавать «Платону». Имеет ли смысл говорить об этом на уровне президента? Не уверен».
Тем не менее сегодня это прозвучало именно из уст главы государства. «Мы говорили, что при переходе на эту систему может быть отменен транспортный налог. Не отменили. Кстати говоря, по настоянию региональных руководителей, потому что транспортный налог идет в региональный бюджет, — отметил сегодня Владимир Путин. — Но хотя бы для большегрузов, которые должны платить за пробег, надо это сделать. Я очень рассчитываю на то, что правительство в самое ближайшее время — в начале года — это сделает».
По мнению самих водителей, эта мера их не спасет. Но вот когда ненавистный «Платон» заработает в полную силу и за полную стоимость, даже самые безучастные дальнобойщики выйдут на дорогу.
«Сейчас водители выехали из московского региона и забыли, что надо платить, потому что не покрывает «Платон» всю территорию Российской Федерации, а вот когда будет покрывать, а это будет сделано — за наши же деньги зону охвата будут расширять, и когда плата будет три рубля с копейками, вот тогда будет очередной всплеск акций протеста. Еще больший, чем сейчас», — уверен глава Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов, добавив, что по его расчетам, «Платону» придется отдавать и вовсе 400 тысяч рублей в год.
«А что транспортный налог? Он ведь идет в региональные бюджеты, — соглашается Котов. — Его отмена означает лишь то, что отчисления на ремонт и строительство региональных дорог будут уменьшены. Маловероятно, что будут какие-то дополнительные субсидии из федерального бюджета. При этом у нас федеральных дорог 50 тысяч километров, а региональных — 500 тысяч».
«Транспортный налог — это неокрашенный налог. Он идет в бюджеты регионов не как живые деньги на строительство дорог. Он просто поступает в бюджет региона, и последние 5-10 лет весьма убедительно показали и доказали, что поступления этого налога — это как палочка-выручалочка для затыкания каких угодно дыр: в здравоохранении, образовании, — не согласен с коллегой Войтко. — Существенного улучшения качества дорог от этого сбора никто не видел и показать не сможет. Увы, это так».
По его словам, отмена налога все равно серьезно ударит по регионам, которые «со своими дефицитными, а в некоторых случаях и дефолтными бюджетами, столкнутся с еще большими проблемами». Да и водителям погоды не сделает.
Елена Родионова