Опубликовано 18 ноября 2016, 19:55

Ревизия рынков: каждый сам за себя

Эксперимент показал, что права покупателей соблюдаются только на дорогих частных рынках
Продавцы наперегонки ловят ваш взгляд, хватают за локти и клятвенно заверяют, что именно здесь собрано всё самое свежее и лучше не найти в радиусе десятка километров... Это рынок московский обыкновенный, и тут каждый за себя. Тут не выдают чеков и взвешивают на глаз, на продуктах нет никаких этикеток, а порой и ценников. МОСЛЕНТА готова поделиться результатами опроса и собственного расследования.
Ревизия рынков: каждый сам за себя
Alexander Demianchuk / Reuter

Продавцы наперегонки ловят ваш взгляд, хватают за локти и клятвенно заверяют, что именно здесь собрано всё самое свежее. Мол, лучше не найти в радиусе десятка километров! Это рынок московский обыкновенный, и тут каждый сам за себя. Место, где не выдают чеков и взвешивают на глаз, на продуктах нет никаких этикеток, а порой и ценников. МОСЛЕНТА готова поделиться результатами опроса и собственного расследования.

Рынок VS магазин

Проведённый МОСЛЕНТОЙ опрос о востребованности рынков разделил голоса почти поровну.

Небольшой перевес оказался у противников базаров, которые предпочитают покупать продукты в магазинах. Большинство из них считают, что в «Пятёрочках», «Перекрёстках», «Магнитах» и т.п. просто-напросто дешевле. Остальные объясняют свой выбор тем, что доверие к рыночным товаром гораздо ниже — никогда не знаешь, с чем уйдёшь.

Лишь 20% принявших участие в опросе пользователей говорят, что закупаться на рынках дешевле и даже удобнее. Ещё около 25% на базары и ярмарки ходят, но признаются, что беспредел продавцов порядком надоел.

Имеем право

О правах покупателей на рынках нам рассказал сопредседатель Союза потребителей «Росконтроль», юрист Александр Борисов. Например, он подтвердил, что продавцы имеют право не выдавать кассовый чек — это оговорено в законе «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием электронных средств платежа». При этом покупатель всегда может потребовать выдать любой другой документ, подтверждающий покупку, — товарный чек, квитанцию и т.п.

На самом деле, особой разницы в обязанностях продавцов на рынке и в магазине нет. В обоих случаях покупатель может ссылаться на закон «О защите прав потребителей». По нему торговец обязан предоставлять всю необходимую и достоверную информацию о своём товаре. А если он оказался некачественным, то деньги можно вернуть.

Ревизия рынков: каждый сам за себя

© Sergei Karpukhin / Reuters

«Отсутствие у потребителя кассового и товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований, — уточнил эксперт Росконтроля. — Продавец обязан принять у вас товар ненадлежащего качества».

Небольшое исключение для рынков законом сделано только в части наличия этикеток и маркировок. А вот что точно должно быть на витрине, так это ценники. На них, кроме, собственно, цены, должно быть указано наименование товара, а для плодоовощной продукции — сорт и место выращивания.

Дополнительная информация о товаре — пищевая ценность, жирность или точный срок изготовления молочного продукта, содержание ГМО и т.д. — обычно указана в сопроводительных документах. Вообще, в любой торговой точке должен быть полный пакет бумаг, подтверждающих качество и безопасность продуктов. И их можно требовать.

На любом рынке, где торгуют продуктами животного или растительного происхождения, должна быть лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы. Именно она оформляет разрешение на продажу. Однако, если на продукты есть декларация соответствия, то дополнительную проверку при поступлении они не проходят. «Да, эта система контроля вызывает сомнения. Ведь документы выдаются на срок от трёх месяцев до года. И у нас не может быть полной уверенности в том, что качество этой продукции не изменилось за время хранения, в каких условиях она хранилась», — признал Борисов.

Конечно, при реализации продукции на рынке должны соблюдаться нормы и правила складирования продуктов, фасовки и размещения (товарное соседство). Нельзя продавать с одного прилавка мясо и фрукты, квашеные овощи и мёд. Рыночные торговцы не имеют права реализовывать разрезанные фрукты или овощи — в половинках, четвертинках и так далее.

Ревизия рынков: каждый сам за себя

© Павел Смертин / ТАСС

На каждом рынке, где идёт торговля «вразвес», обязательно должны находиться в свободном для посетителей доступе весы, чтобы покупатель мог перепроверить, не обманули ли его.

Исключительный пример

Два самых дорогих рынка в Москве — Дорогомиловский и Даниловский. По идее, именно там уровень соблюдения прав покупателей должен быть показательным.

Оба рынка за последние годы сильно преобразились. Прилавки выглядят как выставочные площадки: композиции овощей и фруктов геометрически выверены и неестественно прекрасны, зелень поблёскивает кристальными каплями воды, а за лотками со стейками горы мускул в униформе театрально разделывают туши.

Рыночный «менталитет» только переломить удалось не везде. Дорогомиловский рынок всё ещё по-восточному колоритен. При входе девушка сразу же становится «красавицей», а мужчина — «братом». Вся площадка гудит — ведь ценников почти нет, и приходится невольно завязывать разговор, начиная с традиционного «почём?».

На Даниловским царит почти гробовая тишина. Ценники есть на всех продуктах, а на большинстве даже указано место происхождения. Здесь никто не зазывает, не шипит обиженно в спину. Продавцы тихо скучают за цифрами, соразмерными с какой-нибудь «Азбукой вкуса».

Торговцы на Даниловском даже принимают карты и выдают кассовые чеки. Не все, конечно, но многие. Остальные запросто выписывают товарные. В просьбе показать сопроводительные документы, конечно, не отказывают, но делают это с каким-то снисхождением: мы же работаем под Ginza Project, какие могут быть сомнения? Весы есть, лаборатория тоже. Даже неинтересно.

Страх и ненависть

Просьбы вроде выдачи товарного чека и ознакомления с документами на большинстве рынков приравниваются к личному оскорблению.

Ревизия рынков: каждый сам за себя

© Евгений Биятов / РИА Новости

— А вдруг мы отравимся вашими мандаринами? Как потом доказать, что купили именно здесь? — попытались мы на Домодедовском рынке объяснить, зачем нужен чек.

— Не нравится, иди дальше. Лучше всё равно не найдёшь! — сверкая золотыми коронками приговорила нас бабуля-продавец.

В итоге для оправдания своей «наглости» мы придумали легенду: покупки делаем для праздника на работе, чтобы деньги вернули — надо отчитаться. В глазах некоторых особо чувствительных продавцов, кажется, даже засветилось понимание, но и они попросили не задерживать очередь.

Здесь просишь килограмм — вешают полтора. Спрашиваешь «откуда?» — говорят «самый сладкий». В ответ на вопросы про документы — отрезают дольки. Вроде, даже логично: лучше один раз попробовать, чем увидеть. Или один раз отравиться и больше — ни ногой.

Конечно, очень хотелось пообщаться с администрацией, но в рабочее время буднего дня застать никого не удалось.


Получается, в цену красиво разложенных овощей и фруктов включена не только стоимость их раскладки, но и соблюдение прав потребителя. Но за такие деньги можно и в магазине отовариться. Исключение, пожалуй, составляет лишь что-то редкое и сезонное.