Опубликовано 19 августа 2022, 00:01
8 мин.

«Сидят ребята темнокожие в тельниках и поют...» Основатель движения митьков об Африке, тельняшке и полосатой жизни

Каждый год 19 августа в России отмечается праздник — День тельняшки. Дата не случайна: именно в этот день в 1974 году полосатая рубаха официально стала частью формы российских моряков. Со временем тельняшка стала всеобщей любимицей, а участники знаменитого в 80-90-е годы движения митьков уже давно сделали ее своей униформой и символом добра и единства. Об этом и многом другом рассказал «Мосленте» художник и основатель движения митьков Дмитрий Шагин. Ниже — его монолог.
Художник Дмитрий Шагин участвует в акции «Надень тельняшку», 2011 г.
Художник Дмитрий Шагин участвует в акции «Надень тельняшку», 2011 г.
Фото: Вадим Жернов / РИА Новости

«Художник из семьи водоплавающих»

Мой отец, Владимир Николаевич Шагин, был художником, но мечтал стать моряком. В детстве и юности он представлял себя на корабле.

Однажды он услышал, что один капитан набирает команду для кругосветного плавания. Дело было после войны. Отец сдал документы, но не прошел. Его родители, мои бабушка и дедушка, были очень интеллигентными людьми, редакторами журналов. А в ту команду набирали только сирот. Капитан набрал этих морячков, доплыл с ними до Южной Америки, да там и остался.

Дмитрий и Владимир Шагины

Дмитрий и Владимир Шагины

© Фото: группа «МИТЬКИ - творческое объединение» во ВКонтакте

Так отец моряком и не стал, но хотел, чтобы его мечту воплотил я. Пристраивал меня в Нахимовское училище. Он часто говорил, что в семье уже есть художник. Одного хватит. А в 1962 году отца за его искусство посадили.

Отец отсидел шесть лет. Когда вышел, узнал, что мама уже успела отдать меня в художественную школу при Академии художеств. Она не захотела, чтобы я был моряком.

Но поскольку мой отец всегда мечтал о море, а еще моряками были мой дед и дядя, тельняшки были со мной с самого моего рождения.

«Самая первая тельняшка»

Как я родился, так у меня и появилась первая тельняшка. Это все папа. Прошло время, и я стал изучать историю тельняшки. Мне было интересно, что это такое и откуда пошло.

Участники группы ленинградских художников "Митьки" Дмитрий Шагин (справа), Андрей Кузнецов (второй справа), Владимир Шинкарев (второй слева) со своими работами, 1987 год

Участники группы ленинградских художников "Митьки" Дмитрий Шагин (справа), Андрей Кузнецов (второй справа), Владимир Шинкарев (второй слева) со своими работами, 1987 год

© Фото: М. Дмитриев / РИА Новости

История оказалась давней. Есть такая христианская история: Илья Пророк, возносясь на огненной колеснице на небо, скинул свой белый плащ ученику Елисею. Пока одеяние летело сквозь огонь, на нем осталось четыре полосы. Символизировали они Веру, Надежду, Любовь и, судя по всему, мать их Софию. Это была самая первая тельняшка.

Вот есть у католиков монашеский орден кармелитов. Это именно последователи Ильи Пророка. И они ходят в плащах в полоску.

Кстати, занятно, что в День Ильи Пророка, 2 августа у нас в стране — День ВДВ. Символично и нарочно не придумаешь, хоть у десантников тельняшки не в темную, а в голубую полоску.

«Сделали флаг из тюремной робы»

Сначала тельняшки на флоте были у англичан. Бело-красные. Есть несколько версий их происхождения. Одна из них говорит, что моряки в те времена были очень суеверными и специально надевали полосатую одежду, потому что она имитировала скелет. На нее были нанесены 12 полос, обозначающих ребра. Считалось, что духи воды примут одетых в тельняшки моряков за мертвецов и не станут их трогать.

Петр I, когда создавал наш флот, тельняшки вводить не стал, хотя в те времена в Голландии они уже были частью формы моряков.

А в XVIII веке с тельняшкой начали происходить странные истории. Как-то стали от нее отходить в западных странах.

Художник Дмитрий Шагин (слева) во время открытия арт-баржи "Митек" у причала набережной Лейтенанта Шмидта в рамках Первого Санкт-Петербургского международного морского фестиваля, 2014 год

Художник Дмитрий Шагин (слева) во время открытия арт-баржи "Митек" у причала набережной Лейтенанта Шмидта в рамках Первого Санкт-Петербургского международного морского фестиваля, 2014 год

© Фото: Денис Вышинский / ТАСС

Но что интересно. Английские моряки, попадая в тюрьмы в Америке, которая была еще британской колонией, оставались в тельняшках. И бело-красные полоски перешли с флотской формы на робу заключенных. Так полосатая одежда приобрела новый смысл, стала символом совсем другой группы людей. И когда Соединенные Штаты Америки добились независимости, из этой тюремной робы получился американский флаг.

А Франция? Французы точно так же после своей революции взяли полосатый флаг, только перевернули полосы и сделали их вертикальными. Кстати, у французских моряков сине-белые тельняшки. Судя по всему, именно они к нам и пришли. При чем у французов белая полоса была в четыре раза больше синей.

«Моряки не простужались»

Но вообще тельняшка у моряков была очень востребована, потому что ее очень хорошо видно на фоне белого паруса. Капитан сразу понимал, кто у него работает, а кто сачкует. Белое на белом было бы не так различимо, а полоска из-за контраста бросается в глаза.

Художник, член творческой группы "Митьки" Дмитрий Шагин на открытии выставки "Арефьевцы и Митьки. Семья Шагиных в неофициальном искусстве" в Москве

Художник, член творческой группы "Митьки" Дмитрий Шагин на открытии выставки "Арефьевцы и Митьки. Семья Шагиных в неофициальном искусстве" в Москве

© Фото: Евгения Новоженина / РИА Новости

В XIX веке наши моряки, когда были в заграничных плаваниях, начали покупать эти тельняшки. Они были вязаные — шерсть пополам с хлопком. Эта одежда была очень удобна. В ней моряки не простужались. Каждый имел две-три тельняшки на смену.

Наши увидели, что тельняшка — это и красиво, и удобно, и помогает моряку. Так что 19 августа 1874 года по старому стилю великий князь Константин, будучи главнокомандующим флота, подписал указ, которым ввел полосатую рубашку в морскую форму. И в то время у наших моряков, как и у французских, белая полоса была вчетверо шире синей.

Сравняли полосы уже в 1912 году. Ширина у них стала по восемь миллиметров. Такой тельняшка и остается до сих пор.

«Может, жизнь наладится?»

Я придумал такой лозунг: «Побольше белых полосок на тельняшке!». Образ тут простой и легко считывающийся. Жизнь же у нас какая? Полосатая: полоска белая, а за ней полоска черная. Бывает же у нас все по-разному. Не получается, чтобы было все только хорошо, но, слава Богу, не выходит и так, чтобы было постоянно плохо.

Художник Дмитрий Шагин (слева) дарит картину кандидату в президенты России, бизнесмену Михаилу Прохорову (справа) во время его встречи с интеллигенцией Санкт-Петербурга в арт-центре "Пушкинская 10", 2021 год

Художник Дмитрий Шагин (слева) дарит картину кандидату в президенты России, бизнесмену Михаилу Прохорову (справа) во время его встречи с интеллигенцией Санкт-Петербурга в арт-центре "Пушкинская 10", 2021 год

© Фото: Алексей Даничев / РИА Новости

Вот и тельняшка — такой же символ нашей жизни. И хочется, чтобы белых полос у людей было побольше, а они сами были пошире. У меня вообще есть предложение вернуть нашу историческую тельняшку 1874 года. Может, жизнь наладится? Почему нет? Каждый символ существует не просто так.

Ведь посмотрите, что началось, когда полосы на тельняшке сравняли. В 1914 году — война, в 1917 году — революция. Потом началась война гражданская, и понеслось дальше такое время, что словами не описать. Все было разрушено.

Тельняшка в начале прошлого века стала символом революционеров, которые страшно зверствовали. Они приходили в тельниках убивать. И вместо того, чтобы оставаться знаком морского ветра, свежести, свободы и многого другого, но неизменно хорошего, полосатая рубаха стала в сознании людей ассоциироваться с кровавой революцией.

«Отмыли с тельняшек кровь»

Когда митьки решили, что тельняшка будет нашей парадной формой, мы вернули ей положительное значение. Мы показали, что это символ мирный, не имеющий отношения к тем, революционным матросам, которые грабили, убивали, вскрывали погреба и упивались вином.

Поэт Константин Кузьминский написал про нашу тельняшку: «Митьки отмыли с тельняшек кровь, пролитую комиссарами, сделав из символа насилия символ добра!».

Сколько лет прошло… Мы стали официально носить тельняшки, как свою форму где-то в начале 80-х. Тогда она и стала главным символом митьков.

У кого только нет сейчас тельняшек и каких только нет — зеленые, красные, оранжевые. Любые. Тельняшка — самый народный отечественный символ.

«Африка в тельняшках»

То ли 1985, то ли 1986 год был парад митьков на 1 мая в Афганистане. У нас же массовое молодежное движение, которое было создано в 1984 году. И вот в Афгане были свои митьки, которые там исполняли свои интернациональный долг. Воевали, проще говоря.

И вот шли эти солдатики в тельниках. С ними еще собачка была. Ей тоже сшили тельняшку. А у нее — щеночек. Тоже в тельняшке.

Много было таких вещей. Люди подхватывали нашу идею и сами ее дальше развивали.

Художник Герман Виноградов (третий слева) в роли Ивана Грозного и участники арт-группы "Митьки" во время перформанса "Митьки приносят Ивану Грозному нового сына" на открытии выставки в Центральном доме художника (ЦДХ) на Крымском валу

Художник Герман Виноградов (третий слева) в роли Ивана Грозного и участники арт-группы "Митьки" во время перформанса "Митьки приносят Ивану Грозному нового сына" на открытии выставки в Центральном доме художника (ЦДХ) на Крымском валу

© Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

А потом вышел проект «Митьковские песни». В это время группа геологов занималась разведкой каких-то ископаемых в Африке. Это уже были 90-е. Так эти товарищи научили митьковским песням местное племя и нарядили их в тельняшки. Я фотографии видел. Только представьте, сидят эти ребята темнокожие. В тельниках. И поют: «На поле танки грохотали…».

«Митьки, а не димитрики»

Меня как-то пригласили в украинский город Николаев. Это было в 2013 году. Там был фестиваль митьковской песни, который проходил у них раз в два года.

Я приехал. Меня встречало очень много людей. Все — в тельняшках. Я им говорю: «Привет, димитрики!». А они отвечают, что никакие они не «димитрики», а митьки.

Дело в том, что мне письма приходили из Украины, в которых люди так себя называли. Вот я их и поприветствовал. А в Николаеве мне пояснили, что тут — митьки, а вот «димитрики» — это уже Львiв или Івано-Франкі́вск.

И был там целый, самый настоящий фестиваль. В театре мы пели митьковские песни, я с выставкой приехал. Мне очень грустно, что прошло девять лет, а мне к ним уже и не поехать.

Художник, член творческой группы "Митьки" Дмитрий Шагин во время уличного представления Вячеслава Полунина и Антона Адасинского в рамках открытия выставки М.Шемякина "Тротуары Парижа" у Мраморного дворца Русского музея, 2013 год

Художник, член творческой группы "Митьки" Дмитрий Шагин во время уличного представления Вячеслава Полунина и Антона Адасинского в рамках открытия выставки М.Шемякина "Тротуары Парижа" у Мраморного дворца Русского музея, 2013 год

© Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

Свои митьки и в Финляндии есть. Их на финском называют «миткат». Да и во многих странах мира они есть. У всех — свои.

«Все, кому не лень»

Тельняшка для нас — символ доброты, а по большому счету и свободы, и объединения народов. Сейчас тельники носят все, кому не лень. Многие про нас, митьков и нашей роли в популярности тельняшек даже не знают и не слышали никогда.

И я к этому отношусь очень хорошо. Тельняшку ценили и уважали многие. Ее постоянно носил наш первый и главный панк Андрей «Свин» Панов, который в 80-х создал группу «Автоматические удовлетворители». Федор Чистяков, основатель группы «Ноль» тоже очень уважал тельник. В тельняшках выступал и БГ с «Аквариумом». Но они тогда конкретно митьковали.

«Жизнь расчерченной не бывает»

Москва всегда относилась к Питеру, как к тонкой штучке. Столица вроде как купеческая, вся из себя. Москвичам совершенно не понятно, как в Питере появились митьки. У нас же тут должен быть Блок и вот это вот все.

А с другой стороны, многие из народников жили в Петербурге, например, и Есенин, и Клюев. Просто об этом так часто не говорят. Да и вообще у нас тут много самых разных художников и музыкантов. Мой любимый композитор Лядов, например, тоже жил в Петербурге. Но Москва к нему относится ревностно.

Основатель движения "Митьки", художник Дмитрий Шагин и главный ветеринарный врач сети клиник "Элвет" Анна Кондратьева с предсказателем матчей чемпионата мира по футболу 2018 года котом Ахиллом во время росписи ростовой фигуры кота-футболиста к ЧМ-2018

Основатель движения "Митьки", художник Дмитрий Шагин и главный ветеринарный врач сети клиник "Элвет" Анна Кондратьева с предсказателем матчей чемпионата мира по футболу 2018 года котом Ахиллом во время росписи ростовой фигуры кота-футболиста к ЧМ-2018

© Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Но мне она очень нравится. У меня есть в этом городе добрые друзья, которые показывали мне такие уголки столицы, где обычный турист никогда не побывает. Я ходил и общался именно со старой Москвой, с удивительными улочками и уголками.

В столице живет множество моих друзей — художников и музыкантов, которые очень радуются, когда я приезжаю, когда проходят выставки. Для меня Москва — очень родной город, хоть я там и не живу. Она очень гостеприимна.

И Москва очень неожиданная. Она удивительная своими изогнутыми улочками, где может встретиться все, что угодно. Это у нас тут, в Петербурге все под прямым углом расчерчено. А в столице не так, там старинных названий огромное количество. Истории очень много.

Есть такая фраза: «Ощущение, что Москву строил пьяный зодчий». Да не в том дело. Просто жизнь прямо расчерченной не бывает. Кривая она, извилистая.

Люблю я Москву и не признаю, когда ее ругают. Там живет множество удивительных людей, а ведь город — это именно люди. И многие из них — в тельняшках.