Город

Искандер до кино доведет

Режиссер экранизации повести «Софичка» — о премьере не для всех

Режиссер Кира Коваленко

© Петр Ковалев / ТАСС

В широкий прокат фильм «Софичка» выйдет в очень туманном будущем, так что кто не посмотрит его сегодня, имеет шанс не увидеть эту картину вовсе. А жаль, учитывая, что руку к ней приложили и сам Искандер, и художественный руководитель этого проекта Александр Сокуров.

Фазилю Абдуловичу Искандеру, умершему летом этого года, сегодня могло бы исполнится 88 лет. По-хорошему, в память о литераторе такого уровня в этот день стоило бы устроить что-то грандиозное, однако же нет. Да и нынешняя премьера больше похожа на игрушечную: в широкий прокат фильм «Софичка» выйдет в очень туманном будущем, так что кто не посмотрит его сегодня, имеет шанс не увидеть эту картину вовсе. А жаль, учитывая, что руку к ней приложили и сам Искандер, и художественный руководитель этого проекта Александр Сокуров.

Как проходила работа над фильмом МОСЛЕНТЕ рассказала режиссер «Софички» Кира Коваленко.

Как договорились Сокуров и Искандер

Я ставила «Софичку» еще тогда, когда училась на режиссера в Кабардино-Балкарском государственном университете, так что эта повесть Искандера знакома мне давно. Но идея снять по этому произведению фильм принадлежала Александру Сокурову. Было же как — изначально в качестве своей дипломной работы я хотела сделать альманах, состоящий из короткометражек по рассказам Фазиля Абдуловича. А Сокуров возьми и предложи снять полный метр по «Софичке». Мне эта идея очень понравилась!

© Кадр: фильм «Софичка»

—Согласовывалась ли эта идея с писателем?

Конечно! Сокуров и Искандер обо всем договорились, писатель дал свое добро... Увы, он не увидел окончательный вариант фильма. Не успел: сначала не смог приехать на показ, потому что плохо себя чувствовал, а потом умер. Но я знаю, что во время съемок ему отправляли несколько сцен.

—Искандер как-то комментировал увиденное?

Мне передавали, что ему все понравилось, хотя Фазиль Абдулович и был немного недоволен тем, что наш фильм был снят на абхазском языке и при участии абхазских актеров. Сам он хотел русских артистов и русский язык.

Cмысл колорита

—Почему же вы не послушались его?

Знаете… Сюжет «Софички», рассказывающий о трудной и прекрасной жизни абхазской женщины, начинает развиваться в маленькой абхазской деревне в 30-е годы прошлого века. В то время там просто не говорили на русском! Изучали, конечно, в школе, но — не говорили. И мне было важно сохранить эту аутентичность, ведь любой народ более органичен в своем языке. В общем, да, мы не послушались Фазиля Абдуловича. Добавлю лишь, что зритель ничего не потеряет, потому что в фильме постоянно идут русские титры.

© Кадр: фильм «Софичка»

—Где вы нашли в Абхазии столько профессиональных актеров?

Открою тайну: в фильме нет ни одного киноактера! Есть несколько возрастных людей из театра, но в основном все артисты – это обычные люди с улицы, прошедшие кастинг. Например, главную героиню в молодости играет никогда до этих пор не снимавшаяся Лана Басария. Она – настоящий самородок!

—Намучились вы с ней?

Совершенно нет! Более того, пришла к выводу, что с непрофессиональными актерами мне работать проще — они куда более естественны, в них нет вычурности, нет театрального переигрывания. Хотя репетировать, конечно, нам приходилось много. М начали этим заниматься за месяц до съемок: отрабатывали сцены, разбирали характер. Но у той же Ланы Басария было такое желание работать, что она со всем справилась.

—И когда же картины выйдет в прокат?

Сложно сказать. Разговоров вокруг этого ходит множество, но конкретики нет никакой. Так что… зрителям остается только ждать.

Кстати

Самые известные экранизации Искандера:

  1. «Маленький гигант большого секса» (1992)
  2. «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным» (1989)
  3. «Воры в законе» (1988)