«Стоит учителю повысить голос, начинается скандал». Школьный преподаватель о различиях современных и советских детей
«Современные дети более раскрепощенные»
Я — учитель начальных классов, общаюсь с маленькими детками и, если сравнивать наши дни с советским временем, то тут больших изменений немного. Оно всего одно: в нашу жизнь плотно вошли гаджеты. Поэтому в школу приходят маленькие дети, которым уже хочется бесконечно сидеть в телефоне.
Но при этом дети всегда остаются детьми — любознательными, добрыми. С ними интереснее — современные дети более раскрепощенные, чем были их сверстники 20 лет назад. Насколько они будут хорошими, зависит больше от взрослых — и от родителей, и от учителей.
С нашими технологиями процесс обучения стал интереснее. Вот сегодня у меня была тема на уроке русского языка: лексическое значение слов. Раньше бы мы пользовались множеством словарей, и они у меня есть в классе, я их показываю и авторов называю. Но в нашем мире все очень легко: на кнопочку нажал и быстро все нашел. Благодаря этому многое стало проще.
Если раньше то, что учитель сказал, было законом, то сейчас мы по-другому работаем. Говорим: «Давайте порассуждаем, давайте поспорим».
И им это нравится, и нам. Так что мне интересно работать с современными детьми.
«Надо самому меняться»
Для учителя главное — любить свою работу и детей. Если ты их любишь, сделай так, чтобы им было интересно.
Я в школе работаю с 1987 года и при этом все время бесконечно учусь сама. Сейчас очень много интересного, множество методик, рассчитанных на индивидуальную работу с ребенком.
Детям должно быть интересно, и для этого педагогу тоже надо меняться.
«Дети стали хуже слышать взрослых»
Сейчас родители предъявляют к детям очень высокие требования. Бывает, наблюдаешь, как мамы и папы общаются с детьми: кричат, оскорбляют. Но стоит учителю голос на детей повысить, начинается скандал.
Мне кажется, что дети стали хуже нас слышать. Причем, вообще любого взрослого, не только учителя. Я стала замечать это по своим внукам — они как будто мимо ушей все пропускают. Наверное, это тоже связано с играми, в которые они много играют, с TikTok, с тем, что на YouTube выкладывают блогеры.
Что детям интересно, что они смотрят? В основном, ролики блогеров. Но в этих роликах говорят мало умного, прислушиваться там не к чему. Это просто фон из слов. Дети привыкают к тому, что в речи много мусора, и уже не вслушиваются. Им тяжело понять, что каждое слово учителя надо слушать. Это не только я замечаю, это замечают все: дети перестали нас слышать. Из-за этого тяжело заставить их быть внимательными.
«Сейчас дети никогда не бывают одни»
Между мной и детьми нет пропасти. Что у нас может не совпадать? Русские народные сказки? Баба Яга так Бабой Ягой и осталась. Читаешь «Тимура и его команду» — да, от них это далеко. Но, с другой стороны, им это интересно, потому что сейчас нет таких игр.
Сейчас дети практически никогда не бывают одни. С ними гуляют родители, так что они все время под присмотром, как под стеклянным колпаком.
Раньше с этим было проще. Чтобы вспомнить, какими были игры, достаточно почитать рассказы Носова. Там дети гуляют сами по себе, разговаривают, придумывают себе всякие истории, как в «Фантазерах», и сами над ними хохочут. А сейчас, если дети станут фантазировать, стоящие рядом мамы, папы и бабушки начнут им объяснять, что не нужно говорить глупостей. Дети все время в рамках, а каждый человек должен когда-то из рамок выходить.
То, что дети мало сейчас играют в дворовые игры — это очень большой минус. И когда они читают о том, как это бывает, им нравится и самим хочется испытать что-то подобное.
Бывают семьи, где бабушки, няни или родители настолько опекают ребенка, что он никогда не имеет возможности общаться с детьми, играть с ними. Старшие находятся рядом с ним даже в школе, бывает, бабушки продолжают водить ребенка за ручку в класс. И надо слышать, с каким вдохновением эти ребята пересказывают, а лучше сказать — цитируют наизусть произведения Николая Носова, полные детских приключений. Становится ясно, как сильно им самим хочется пережить все это.
Всем хочется быть самими собой — веселиться, радоваться. И очень хорошо делают родители, предоставляющие детям такую возможность. Сложно представить, чтобы в наши дни детей младшего школьного возраста выпустили гулять одних. Но нужно по крайней мере оставлять их на расстоянии, чтобы они общались сами, учились взаимодействовать друг с другом. Детям надо доверять.
«По натуре своей дети очень добрые»
Есть непреходящие ценности: «твори добро на радость людям», и все будет хорошо...
Вокруг множество прекрасных детей. Один из моих бывших классов сейчас — уже почти выпускники, десятиклассники. Когда они учились в третьем классе, я узнала, что в одной семье родители, точнее, мама и бабушка, каждый выходной стараются ездить в детский дом, потому что деткам оттуда не хватает общения. Они их занимают, рисуют с ними, играют, помогают.
Я рассказала эту историю остальным детям класса, и они вместе с родителями восприняли ее очень тепло. У нас был проект — «Твори добро», мы ездили в детские дома. Ребята подружились с этими детками, переписывались, собирали им подарки. То есть, по натуре своей, дети очень добрые, главное в них это не сгубить, не искоренить.
«Дети — не трава, сами не вырастут»
Дети — это отражение взрослых, нашей жизни. Как мы живем, так живут и они, к чему мы их приучаем, так они себя и ведут.
Помню, был открытый урок, и я проводила струптест — это, знаете, когда слово «красный» написано желтым, «синий» — зеленым и так далее. И дети должны, не читая, просто называть цвета. Делается это не просто ради игры.
Сейчас надо развивать мозг ребенка, гармонизировать работу двух полушарий. Потому что под влиянием гаджетов дети привыкли получать информацию в готовом виде, а от этого страдают и память, и осмысленное чтение.
Так вот, провожу я на открытом уроке этот тест, и один папа, у которого очень хорошие мальчишки, мне говорит: «Мы с моими парнями такими методиками дома каждый день занимаемся. Два пацана — их надо воспитывать». Понимаете, дети — не трава, сами в поле не вырастут.
«Хорошая методика — с детьми переписываться»
С родителями учителю лучше разговаривать, хоть мы подчас сводим общение к СМС, или в WhatsApp написали и забыли. А вот с детьми мессенджеры, наоборот, работают просто отлично! Современные психологи говорят, что это очень хорошая новая методика: переписываться с детьми, им это нравится.
Но человеческое тепло никто не отменял. Без него всем плохо, и если есть в поведении детей перекосы, то они от этого. Такое всегда было, вспомните фильм «Чучело» — он про советское время, а проблема та же.
«Главное — заинтересовать»
Дети баловались и бегали всегда — это нормально и классно. Они и должны играть, веселиться. Ведь детство никогда не повторяется, и ты уже не побежишь, как в школе на перемене.
Книг дети сейчас читают мало, хотя есть такие семьи, где все обстоит как раз наоборот. Там родители находят и покупают современные книги, которые интересно читать.
И при этом все дети по-прежнему с удовольствием читают сказки и по ролям, и так. Главное, их заинтересовать, потому что маленькие дети прежде всего любят играть. Их основной вид деятельности — это игра.
«Детям нужно, чтобы с ними проводили время»
Если родители приходят домой и сидят в телефонах, естественно, дети будут делать то же самое. Это еще Лев Толстой говорил: можно учить долго, читать нравоучения, но все равно дети продолжают делать то же, что и родители.
В наши дни многие стали работать больше, особенно те, кто занимается бизнесом. Такие мамы и папы считают, что основное — это заработать денег своему чаду. А ребенку нужно внимание, тепло, — вспомните французский фильм «Игрушка». Там у ребенка было все, но ему хотелось, чтобы с ним играли.
Ребенку нужно внимание, прежде всего — родителей. Эта проблема была, есть и будет всегда: детям нужно, чтобы с ними проводили время. Даже не обязательно играть — с ребенком можно работать, что-то делать вместе, ему все равно будет интересно.
Я родителям всегда говорю: «Мотивация — прежде всего от вас. Ну зачем ему стараться понравиться чужой тете, какой я для них являюсь. У меня уже внуки старше, чем мои ученики. Ну что им — мне понравиться? Им хочется, чтобы вы их хвалили».
Подчас родители приходят в девять часов вечера, себя не помня, а детей — уж точно. От этого и проблемы. Не в школе им скучно, они хотят привлечь внимание своих родных, которые где-то что-то упустили, где-то не увидели, что ребенок потерялся, остался один. Нужно со своими детьми разговаривать, общаться, любить их. Думаю, нет другого рецепта детского счастья.
Как говорит Татьяна Черниговская, наша самая главная задача — узнать своих детей. Не навязывать свою волю, а помочь им понять себя.